Сергей Эфрон и Марина Цветаева на даче в Иваньково
В любви к мужу она признавалась и в стихах:
Не слушая о тайном сходстве душ,
Ни всех тому подобных басен,
Всем говорить, что у меня есть муж,
Что он прекрасен!..
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. —
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Молодожёны Марина Цветаева и Сергей Эфрон по возвращению из Европы в 1912 году не захотели жить в родительском доме. Они стали искать жильё, и тут их пригласила актриса МХТа М.А. Самарова пожить у неё во флигеле на даче в Покровском-Стрешневе.
Надо сказать, что Сергей уже почти два года болел туберкулёзом и житьё на даче должно было немного облегчить его существование. В письме к критику В.В. Розанову Марина Цветаева писала о своём муже так:
Он очень болезненный, 16-ти лет у него начался туберкулёз … Если бы Вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения у него повышается t°, он весь — лихорадочная жажда всего.
В конце июля 1912 года Сергей сильно заболел, температура 39,5 держалась три дня. Марина сама протирала мужу супы, делала суфле. Мария Самарова помогала ей как могла.
После выздоровления Сергея, молодые много гуляли, совершенствовались в иностранных языках. "Сережа выучил очень много французских слов", сообщает Марина Цветаева в письме Лиле Эфрон, сестре мужа. Это потом окажется очень востребовано в эмиграции в Париже. Сама Марина писала стихи не только на русском, но и на французском и немецком языках.
А ещё к тому времени девятнадцатилетняя Марина уже ждала первого ребёнка.
Семье Эфрон (Марина на недолгое время взяла фамилию мужа) в Иванькове понравилось, и Марина приглашает другую сестру мужа - Веру Эфрон - к себе:
"Мы живём на даче у артистки Художественного театра Самаровой Марии Александровны, в отдельном домике. Есть чудесная комната для Вас, с отдельной маленькой террасой и входом. Как только приедете в Москву, непременно, приезжайте к нам и живите до начала занятий. Лиля умоляет Вас сделать это, несмотря на сравнительную дороговизну пансиона (50 р.) Режим и воздух здесь очень хорошие. На соседней даче живут Крандиевские. Они каждый день заходят справляться о Сережином здоровье и ведут себя очень трогательно.
Мы останемся здесь до 20-го августа. Дорога сюда следующая: на трамвае до Петровского парка, потом на извозчике до самой нашей дачи (75 коп.) Нанимайте в деревню Иваньково, извозчики уже знают".
Однако уже через несколько месяцев Марина снова уедет в Крым. Сергей Эфрон останется в Москве: он учился на историко-филологическом факультете Московского университета и зарабатывал на жизнь рассказами, которые выпускал в собственном издательстве "Оле-Лукойе". Там же выпускались и первые сборники стихов Марины Цветаевой.
Их семейной жизни останется около двух лет, но воспоминания о первом их семейном лете будут одними из самых тёплых и у Сергея, и у Марины, несмотря на всю сложность их отношений.
Лайки помогают развитию канала!