Одна из самых известных картин в творческой карьере Питера Брейгеля-старшего (годы жизни 1525-1569) носит название «Пейзаж с Падением Икара» и включает в себя пейзаж на переднем плане творения с обширным морским пейзажем, уходящим прямо к горизонту. Ближайший к нам фермер толкает плуг с лошадью. Справа от него, на более низком плато, пастух пасёт своё стадо. На правом переднем плане работы рыбак, стоящий спиной к зрителю, забрасывает сеть у кромки воды, а неподалёку от берега в правом нижнем углу две ноги поднимаются из воды в воздух: комично мелкая отсылка к заглавному повествованию, которое, следовательно, как кажется, разворачивается на заднем плане сцены.
Это одна из двух картин кисти Брейгеля-старшего, на которых отображается история Икара, рассказанная в «Метаморфозах» (2-8 годы нашей эры) Овидия (годы жизни 43 до нашей эры-17 нашей эры). Это были единственные две работы, созданные художником на мифологические темы, что резко контрастировало с пристальным вниманием его современников к героическим повествованиям. История вращается вокруг смерти Икара – мальчика, который так сильно хотел летать, что сотворил крылья из воска и перьев. Не прислушавшись к предупреждению своего отца не летать слишком близко к Солнцу, парнишка подобрался к нему так близко, что его крылья растаяли, и он со всего размаха упал в море.
Мы могли бы ожидать, что эта трагическая развязка станет центром картины Брейгеля-старшего, но вместо этого она становится лишь одним небольшим инцидентом, вплетённым во всеобъемлющее изображение обычной сельской жизни, кончина главного героя которого сделана почти смехотворной в своём опрометчивом позоре. Композиция одновременно непочтительна и тонко философски резонансна, она выражает явный скептицизм по отношению к напыщенной мифологической живописи, которая доминировала в художественном искусстве эпохи Возрождения предыдущего столетия.
Данная работа была предметом великого множества моральных спекуляций, особенно вокруг различных фигур, которые остаются в полном неведении о тяжёлом положении Икара, и только один пастух смотрит на небо, но не на соответствующее действию конкретное место. Смещение Икара с центра сцены было интерпретировано исследователями как указание оставаться сосредоточенным на своей повседневной жизни.
А Уильям Делло-Руссо даже предположил, что сия картина может иллюстрировать известное всем нидерландское выражение:
«Никто не оторвётся от своего плуга ради того, кто умирает».
«Пейзаж с Падением Икара» получил свою самую известную обработку в XX столетии у поэта Уистена-Хью Одена (годы жизни 1907-1973), чьё стихотворение под названием «Музей Изящных Искусств» (1938 год) рассматривает, как страдания и личная драма человека происходят в более широком контексте текущей жизни.
- Художник – Питер Брейгель-старший
- Название – «Пейзаж с Падением Икара»
- Год создания – примерно 1558
- Размеры – 73,5 х 112 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Королевский Музей Изящных Искусств (Брюссель, Бельгия)