Как бы не называли Санкт-Петербург культурной столицей России, её фактической столицей во всех сферах жизни общества была и остаётся Москва. Помимо всего прочего, Москва является и важным культурным центром, здесь сосредоточены основные культурные учреждения страны, в том числе и музеи, главными из которых являются музеи Московского Кремля, а среди них главным по праву считается Оружейная палата, ведущая свою историю с XV века.
Первоначально Московское княжество было очень небогато, его правители с лёгкостью могли перечислить по памяти все мало-мальски ценные вещи в своей казне, но благодаря их умной и рачительной экономической политике казна Московского княжества росла и богатела и её всё труднее стало размещать в сундуках, расположенных в княжеском тереме и во второй половине XV века для хранения государственной казны по приказу Ивана III между Архангельским и Благовещенским соборами был построен Казённый двор, в котором хранились драгоценные предметы, используемые при венчании на царство, посольских приёмах и особо торжественных церковных службах.
В 1508 году при Казённом дворе были созданы оружейные мастерские, обслуживавшие великокняжеский двор, в 1547 году переданные в ведение Оружейного приказа, тогда же в летописях и появилось название "Оружейная палата", как теперь называли сокровищницу русских царей и которая теперь исправно пополнялась лучшими произведениями кремлёвских оружейников, посольскими дарами и военными трофеями, а так как функции Оружейного приказа были довольно широки, то в Оружейной палате работали также лучшие русские иконописцы, ювелиры, златошвеи, шорники, каретники. Потрясения Смутного времени не прошли бесследно для Оружейной палаты, часть её коллекции была разворована интервентами, но её очень быстро восстановили и несмотря на тяжёлые условия труда, служба в ней считалась очень почётной, привлекая лучших мастеров не только из разных городов России, но и из Европы и Азии.
При Петре I Оружейная палата была подчинена задачам обороны страны, все её мастерские были переориентированы на производство оружия и амуниции, а в 1712 году Пётр I своим указом объединил в единое целое все дворцовые мастерские и перевёл их в Санкт-Петербург, впрочем, в Москве оставалось немало дворцовых мастеров, продолжавших исправно пополнять коллекции Оружейной палаты, по указу императора Александра I в 1806 году открытые для всеобщего обозрения, тогда же было построено первое здание музея Оружейной палаты, до наших дней не сохранившееся.
Первое здание Оружейной палаты абсолютно не удовлетворяло требованиям, предъявляемым к музейному зданию, оно было слишком мало для размещения экспозиции и запасников, а несовершенная система отопления угрожала сохранности экспонатов, поэтому в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона было построено новое здание Оружейной палаты, в котором она находится и поныне. После революции 1917 года Оружейная палата была окончательно перепрофилирована в музей, мастерские при ней были упразднены, а часть экспонатов, в том числе знаменитые яйца Фаберже, были конфискованы и проданы за рубеж (не вынеся этого, в 1930 году покончил с собой директор Оружейной палаты Дмитрий Иванов), впрочем, её коллекция была пополнена за счёт конфискаций из частных коллекций, дворянских усадеб и церквей, а в 1967 году на первом этаже Оружейной палаты была открыта постоянная выставка "Алмазный фонд", где располагаются главные драгоценности из собрания Гохрана, в том числе Большая императорская корона, что ещё раз подтверждает статус Оружейной палаты как главного музея России.