Виктор Грибушка уже 4 года работает в море на рыболовных и краболовных судах. Ранее его деятельность была связана с железной дорогой. Сейчас он работает на английском краболове и не планирует уходить из этой сферы. Виктор рассказал о том, как устроена работа на промысловом судне, о зарплатах и о том, от чего они зависят, о сложностях, «морской» болезни, рабочем графике, языке общения на судне и планах на будущее.
Был вынужден сменить работу и решил уйти в море
— Я родом из Латвии, из города Даугавпилс, который находится на юге страны и расположен на реке Даугаве. По образованию я помощник машиниста, но последние несколько лет работаю в море. До начала своей морской карьеры я трудился на железной дороге. Мой ежемесячный доход составлял примерно 1000-1400 евро, что позволяло покрывать лишь самые необходимые расходы, такие как продукты, аренда жилья и базовые потребности.
О возможности работы на краболовных и рыболовных судах я узнал от своего двоюродного брата, который уже работал в этой сфере. В то время как железнодорожная отрасль в Латвии закрывалась, а зарплата резко упала до 200 евро, что стало недостаточно для обеспечения семьи, я решил попробовать свои силы в море.
Хотя решение было вынужденным, оно далось мне непросто. Самым трудным для меня было оставить семью — я женат и у меня двое детей, и расставание с близкими из-за работы было тяжелым испытанием. Что касается самой работы на судне, я не испытывал страха, несмотря на отсутствие специального обучения и неполное представление о том, что меня ожидает. Я подготовил все необходимые документы, включая базовый сертификат по технике безопасности, сертификат по безопасности на рыболовном судне и медицинскую справку, и отправился на своё первое морское приключение.
В среднем рабочая смена длится по 12-14 часов
— Я начал обучаться промысловым навыкам уже после того, как впервые попал на судно. До этого момента я никогда не выходил в открытое море, и первый опыт оказался физически и морально крайне сложным. Моё первое судно — «Annie» от компании «Hannagain» — занималось ловлей коричневых крабов и лобстеров. Мой опыт в море начался 10 марта 2020 года, когда я подписал свой первый контракт.
Обычно наши контракты длились 8 недель, но в зависимости от улова, могли продлиться и 12, и 16 недель. Бывали случаи, когда, несмотря на окончание контракта, мы возвращались домой, но проводили с родными меньше времени, чем планировали, и снова отправлялись в море.
Сейчас я работаю на английском судне, где мы ловим крабов, лобстеров, мидий и устриц в Атлантике. Моя основная задача на работе — работа в цеху, где я занимаюсь сортировкой крабов и лобстеров, расфасовкой по специальным ящикам и периодическим переносом этих ящиков.
Наш график работы таков: с 5:00 утра до 21:00 вечера. Однако график может меняться в зависимости от улова. Если крабов много, мы работаем дольше; если улов небольшой, стараемся завершить работу к 9 вечера. В среднем мы работаем по 12-14 часов в день.
На судне нет выходных, поскольку работа в море требует постоянного внимания. Даже когда улова нет, мы занимаемся подготовкой к рыбалке, проверяем оборудование, шьём ловушки и выполняем другие необходимые задачи.
Сложнее всего в работе давалась качка на волнах
— Основной сложностью в работе на судне, с которой я столкнулся во время первого рейса, была качка. Нужно было научиться передвигаться по судну, выполнять работу и при этом не падать. Это было особенно трудно в начале.
Когда я впервые вышел в открытое море, была сильная качка. Я видел только волны — большие и беспокойные. Честно говоря, это меня удивило и даже немного поразило. Но вместе с тем я испытал «морскую» болезнь: головокружение, тошнота и слабость. Я не принимал специальных мер для борьбы с этим; просто знал, что со временем привыкну. И так и случилось — со временем симптомы прошли.
Самые приятные и запоминающиеся моменты на работе связаны с тем, когда рыбалка идёт очень хорошо. Я помню случай, когда у нас был просто фантастический улов. Команда была на подъёме, все были очень радостными и эмоциональными. Такая атмосфера на судне остаётся в памяти надолго.
Заработал 12 тысяч евро за один рейс
— Я работал на судах с людьми разных национальностей: словаками, литовцами, англичанами, ирландцами, моими земляками-латышами и даже одним парнем из Молдовы. Язык общения на судне всегда зависит от состава экипажа. Если большинство говорит на русском, я общаюсь с ними на русском. Если на латышском — на латышском. А если в основном англоговорящие, то стараюсь использовать английский. Знание нескольких языков тут очень выручает и часто оказывается полезным.
Что касается зарплаты, то минимальная сумма, которую получает краболов, составляет 500 евро в неделю. Это примерно 2000 евро в месяц даже при самом маленьком улове. Однако возможен и значительно больший заработок, все зависит от качества и количества улова. Чем лучше и больше крабы, тем выше их стоимость, а значит, и зарплата.
Лично мне удалось заработать до 12 000 евро за 8 недель, то есть за один рейс. Это мой максимум, но слышал, что у других парней доходы бывают и значительно выше.
Несмотря на сложности, работа дала много возможностей
— Работа на судне не только принесла финансовую стабильность, но и дала мне массу новых возможностей. Я научился верить в себя, преодолел многие страхи и получил много позитивного опыта, несмотря на все трудности. Я чувствую, что работа в море — это именно то, что мне нужно.
Когда я возвращаюсь на сушу, я стараюсь проводить как можно больше времени с семьей и детьми. Мне также не обойтись без рыбалки, поэтому я часто выбираюсь на рыбалку. Я люблю бегать, заниматься на турниках и гулять с семьей.
Мои близкие уже привыкли к моим длительным отсутствиям. Мы все скучаем друг по другу и всегда с радостью встречаемся, когда удается провести время вместе. Чтобы сохранить семью и брак на расстоянии, важны вера в себя, в партнера и в общие цели. Главное — всегда иметь в что верить.
В ближайшем будущем я планирую продолжать работать на судах. Море вдохновляет меня на новые свершения и достижения, поэтому я не собираюсь оставлять эту работу.