Свершилось! Копилку чудовищных ремейков советской классики пополнил новый отечественный фильм режиссёра Александра Андрющенко «Сто лет тому вперёд», снятый по мотивам одноимённого произведения Кира Булычёва (1934-2003 годы). Впечатления от просмотра остались самые негативные, и вот почему.
Во-первых, мы должны быть благодарны современному кинематографу, ибо он наглядно показывает, как можно опуститься за сравнительно короткий промежуток времени. С момента выхода легендарной «Гостьи из будущего» (тоже поставленной на основе булычёвской повести) прошло всего 40 лет, но между ней и фильмом 2024 года – глубочайшая пропасть. Со дна которой не видно ни одной звезды.
Во-вторых, фильм «Сто лет тому вперёд» в отличии от своего «предка» не учит правильным вещам, он даже не является историей о крепкой дружбе. Это сугубо коммерческий проект, выпущенный к «круглой дате» и призванный озолотить своих создателей.
Уверен, что из-за отсутствия вменяемой конкуренции киноделам сей гешефт удался на славу. При бюджете в 900 млн рублей картина в прокате набрала более 1,5 млрд. Однако подозреваю, что подобные фильмы с огромным количеством спонсоров и интегрированной рекламы окупаются ещё на этапе производства. И деньги с проката – это всего лишь приятный бонус.
Ну что, пройдёмся по сюжету? Осторожно, дальше не обойдётся без спойлеров!
Итак, основное действо новой картины перенесено в наши дни. Вместо рассудительных советских шестиклассников на первые роли введены лоботрясы-переростки из 11-го «б» класса. Современные подростки показаны настоящими дегенератами, а Колю Герасимова в исполнении Марка Эйдельштейна и вовсе выставили асоциальным типом с преступными наклонностями. А подобным личностям сопереживать меня в детстве как-то не учили...
Уже с первых кадров Колю нещадно лупцует однокашник. Парень довольно флегматично переносит побои, ибо в глубине души понимает, за что: на школьной доске красуется выведенная Колиной рукой надпись: «Настя моя по пятницам. Витькина – по субботам...»
Вероятно, подобный пассаж сценаристам показался смешным. На самом же деле всё это до омерзения пошло. Настя – она что, переходящий приз, или кукла для развлечений, или бессловесное существо, которое можно расписать по дням недели? Не могу представить, чтобы советский Коля мог написать что-то подобное про своих одноклассниц, но Коля-2024 – запросто!
И ведь хватило дураку мозгов использовать для своих писулек не мел, а краску! А когда его оставили после уроков отмывать художества, тут же отяготил мелкое хулиганство более тяжким преступлением – кражей со взломом.
Мало что одиннадцатиклассник взломал каптёрку кабинета химии, так ещё и вскрыл тайник, в котором лежал некий «космион», подсунутый, вероятно, взамен миелофона. «Космион» каким-то образом помогает персонажу путешествовать во времени и... И дальше начинается форменный хаос!
За творящимся на экране метанием персонажей сквозь время и пространство уследить чрезвычайно сложно. Возможно, потому что сценаристы сами давно потеряли нить повествования. Логика в фильме отсутствуют напрочь, вся лента – это чередование «гениальных» идей киноделов, заполучивших чудо-аппарат по производству графона. А мы вот так можем! А ещё вот так! А хотите робота или четырёхрукого пришельца нарисуем?! Какая-то творческая импотенция во всём этом чувствуется, не находите? Когда пытаются поразить не глубиной и мастерством, а банальным количеством...
И ладно бы просто упивались своим «богатством», но глумиться над советским кинематографом зачем? Меж тем в космолесу один из персонажей словно мимоходом говорит что-то про памятного по «Гостье» крокодила из космического зоопарка... Типа советским творцам даже не хватило фантазии, чтобы нормальных внеземных тварей придумать... Оценили. Зачёт.
Актёрский состав – отдельная песня. Единственным светлым пятном здесь можно было бы назвать Костю Хабенского, сыгравшего профессора Селезнёва. К сожалению, его в кадре так мало, что на общее восприятие картины он никак не влияет.
В роли Весельчака У засветился Саша Петров. А знаете, почему он Весельчак? Потому что по поводу и без... смеётся... Вот так сценарная находка! Браво! Смех без причины, сами знаете, признак чего.
А Алису Селезнёву сыграла... внимание... барабанная дробь... Дарья Верещагина. «Кто это?» - недоумённо спросит зритель. Вот и я спрошу: «Кто это?!» Почему сия актриса настолько талантлива, что умудряется плакать с сухими глазами и рыдать с каменным лицом? Единственная подсказка, зачем эту девушку взяли «на замену» Наталии Гусевой, может крыться в титрах фильма: фамилия Дарьи странным образом идентична фамилии одного из продюсеров картины. Совпадение?
Написать можно много, но, честное слово, просто жалко тратить на эту киноподелку ваше и своё время. А если хотите нормальных историй про Алису Селезнёву... Их есть у меня.
Антон АГЕЕВ.
P.S. В качестве бонуса следует отметить невероятное количество отсылок в картине - так называемых пасхалок. Начиная от того, как избиваемый Коля произносит фразу Гэндальфа "Бегите, глупцы!", заканчивая синехвостыми инопланетянами из "Аватара". И опять всё без малейшего чувства меры и вкуса. А зачем? А чтобы было!
#книгочей
#кир булычёв
#ремейк
#фантастика
#гостья из будущего
#алиса селезнёва
#пираты
#космос
#инопланетяне
#обзор фильма