Найти в Дзене
BFisherman

«Невозможно предсказать, каким будет мой день»: боцман Евгений Басюк о жизни на контейнеровозе

Оглавление

Евгений Басюк уже 13 лет работает в море. Его морской путь начался спонтанно, однако пройдя множество трудностей, он сумел по-настоящему полюбить морской образ жизни. Евгений рассказал о том, как случайным образом выбрал профессию моряка, о неприятных ощущениях после первого рейса, о смене должности на судне, необычных случаях, рабочем графике на контейнеровозе, о зарплате боцмана и достижениях благодаря работе в море, а также о планах на будущее.

Выбрал факультет «методом тыка»

Я родом из Краснодара, но как только поступил в мореходку в Ростове, сразу переехал туда и уже более 10 лет живу в этом городе. По образованию я штурман, точнее, техник-судоводитель. Однако работа штурмана не была для меня идеальной. Отработав один контракт в роли «Junior Officer» или, как я шутливо называю, «принеси-подай», я понял, что эмоционально не могу работать на «мостике». Мне нужна свобода действий, поэтому я выбрал палубу.

В этом году исполняется 13 лет, как я работаю в морской профессии. В перерывах между контрактами я пытался найти работу на берегу, но море всегда зовет назад. Хотя о профессии моряка я узнал случайно. В нашей семье моряков не было. Мама — детский психолог, а папа, как и у многих детей 90-х, мечтал стать космонавтом (улыбается). Я помню, как кто-то из знакомых рассказывал о людях, которые покупают уже пятую квартиру, и что кто-то из их семьи — моряк.

Первоначально я планировал поступать на совершенно другую специальность и в другую сферу, не связанную с морем. Но готовиться к экзаменам было лень, и я решил не ехать на экзамен, а поехать в Ростов. Так я поступил в мореходку и выбрал факультет судовождения как бы наугад. Мама спросила: «Ты знаешь, что это?» Я ответил: «Нет, но интересно». И так начался мой морской путь.

-2

«После первого рейса думал, что не буду работать в море»

Мой первый опыт работы на судне был настоящим испытанием. Мне было всего 17 лет, когда я начал свою первую практику, и тогда было сложно найти компанию, которая брала бы несовершеннолетних. Я оббегал весь Ростов, ездил в близлежащие города, звонил куда только можно, умолял о практике.

В итоге я нашел место на сухогрузе. Мое первое плавание началось в 2011 году на судне компании «Голубая волна». Это был сухогруз типа «Омский», «Фобус» — мой первый пароход в жизни. После этого я думал, что никогда больше не захочу работать в море. Судно было крошечным — всего 124 метра, и казалось, что оно развалится от любого взмаха волны. Но мы всё-таки ходили на нём даже в Ливию и Европу.

Прошел я на нем практику с трудом и почти потерял желание продолжать морскую карьеру. Будучи кадетом, я жил в госпитале, так как у меня не было своей каюты. Под окнами находился топливный танк, испарения от которого проникали в мою каюту. Я натягивал пакет на танк, и ночью он надувался, создавая жуткий вид. Несмотря на это, было довольно интересно.

Судно было очень старое, если не ошибаюсь, постройки 1976 года. Помню, первый рейс был из Темрюка в Миссурату (Ливия) с грузом риса. Я с нетерпением ждал, когда закончится стоянка в порту, и мы наконец выйдем в море. Мне говорили, что лучше оставаться в порту на этом судне.

Наконец, команда «отдать швартовы» была дана, и мы вышли в море. Боцман отправил меня на бак за инструментом, и я спустился в помещение, где его хранили. Там было воды по колено. В панике я прибежал к боцману, крича, что тонем. Он спокойно спросил, где, и, услышав про воду на баке, ответил: «Не страшно, я там несколько раз пробоину заделывал».

Это был только третий день на судне и второй день в море. В тот момент я задумался, стоит ли продолжать работать в море. Но именно такие проблемы на судне закаляют и делают опыт ценным, как я позже понял.

-3

Жизнь на контейнеровозе всегда кипит

Для работы в море главным требованием является здоровье, так как морская жизнь не щадит ни физически, ни эмоционально. Нужно быть сильным, чтобы справляться с переменами, трудностями и лишениями, которые неизбежны на судне. Отсутствие нормального сна, смена часовых поясов и тяжёлый физический труд — всё это сказывается на человеке. Поэтому здоровье является определяющим фактором. Знания и опыт приходят со временем, ведь никто не рождается уже умеющим читать и писать.

Сейчас я работаю на контейнеровозе, который мы называем «речной трамвайчик» из-за частых и коротких рейсов. В день может быть от одного до двух портов, а иногда и до десяти портов за неделю. Стоянки в порту могут длиться максимум день, а в среднем 6-12 часов, после чего мы снова в пути.

На «контейнере» жизнь бурлит. Постоянная смена обстановки, частые заходы в порты, швартовки и постановки на якоря создают ощущение быстротечности времени. Контракт проходит незаметно, потому что картинка перед глазами постоянно меняется. Вот мы только что в Шанхае, а уже приближаемся к Корее.

-4

Выступаю в роли наставника и строгого боцмана

На контейнеровозе я работаю в должности боцмана. Это звание иногда называют дракон, Босс, а вот плохого боцмана прозвали бы бациллой (смеётся). Как говорится, боцман на судне ответственен за всё. Поэтому предсказать, каким будет мой день, невозможно — всегда есть что-то, что нужно сделать.

Обычно мой день начинается с планирования работы вместе со старшим помощником капитана. Затем я собираю матросов, распределяю задания и провожу инструктаж по технике безопасности, особенно для новичков.

Я строгий боцман, и матросы шутят, что есть два Жени: один в комбинезоне — злой, а другой в обычной одежде — отличный парень. Я считаю, что на судне нет должности «крутой парень», поэтому я всегда объясняю ребятам, что их ждут дома, и напоминаю о важности безопасности. Море непредсказуемо, поэтому я отправляю людей работать парами, чтобы обеспечить их безопасность.

Свободное время уделяю спорту, книгам и общению с близкими

Мой день начинается рано — в 6 утра. Я просыпаюсь, делаю зарядку и принимаю водные процедуры. К 6:30 поднимаюсь на «мостик», где встречаюсь со старшим помощником капитана для планирования рабочего дня. Завтрак у нас в 7 утра. В 7:45 собираемся с матросами в курилке, пьем кофе и я раздаю задания. Наш рабочий день длится с 8 утра до 17 вечера.

Обычно переходы у контейнеровозов небольшие, но если повезло с маршрутом, то он может занять и две недели. Это настоящее удовольствие — работа без частых портовых заходов, когда можно сосредоточиться на рутинных задачах. Но иногда переход занимает не более 4-х часов.

Если судно в переходе, после 17:00 начинается ужин, а затем свободное время. Для всех, кроме тех, кто на вахтах, это время для отдыха. Кто-то смотрит фильмы, кто-то поет караоке. Я предпочитаю уделять время спорту, а после этого — просмотру фильмов, чтению книг и, конечно, разговором с семьей. Разница в часовых поясах делает общение с близкими особенно ценным.

О приятных и неприятных случаях на судне

На работе в море всегда найдутся как позитивные, так и негативные моменты. Один из самых запоминающихся и позитивных случаев для меня был связан с празднованием дня Нептуна, когда наше судно проходило экватор. Мы переоделись в чертей, русалок и самого Нептуна. Организовали конкурсы, барбекю и присвоение морских имен. В этот день, независимо от религий и культур, все мы почувствовали себя одной большой семьей. Это была редкая и весёлая пауза от повседневной работы на судне, которая не всегда бывает такой дружественной.

Но был и один неприятный случай, который запомнился мне особенно. Это был мой первый контракт в новой компании, и я работал в привычной для себя должности боцмана. Экипаж состоял преимущественно из индийцев, и из русскоговорящих был только я. Старпом, также гражданин Индии, не слишком хотел участвовать в работах на палубе и оставил все обязанности на мне, включая операции с балластом.

Однажды, на линии на севере Китая зимой, я спустился в второй трюм, где воды было по грудь. Учитывая, что я ростом 191 см, это был серьёзный уровень. Я позвонил старшему помощнику и сообщил о проблеме: похоже, что есть утечка и балластная вода попадает в трюм. Нужно было откачивать балласт, сливать воду и заделывать утечку. На что старпом ответил: «Ну занимайся сам, чем я могу помочь».

В итоге, я обул гидрокостюм и взял индийского матроса для помощи — он подавал мне ключи. Мы с трудом вскрыли под водой балластный люк, с помощью тали его приподняли и откачали воду. Вода из контейнеров продолжала стекать ещё два дня. Возможно, кто-то в итоге получил чехол с «Алиэкспресс» с привкусом морской воды (смеётся). Зато я узнал, насколько долго гидрокостюм сохраняет тепло в холодной воде. Вот так и приобретён опыт, несмотря на трудности (смеётся).

Зарплата боцмана зависит от типа судна

Сейчас я работаю в смешанном экипаже, где среди филиппинцев, вьетнамцев, индонезийцев и поляков я единственный русскоговорящий. Мы общаемся на английском, который я начал осваивать ещё на своём первом старом судне, понимая, что без знания этого языка есть риск остаться в затруднительном положении.

Что касается зарплат, то боцман на балкерах зарабатывает около 1800-1900 долларов в месяц, на контейнеровозах — примерно 2200-2600 долларов, на танкерах — 2500-3000 долларов. На пассажирских судах норвежских судовладельцев зарплата может достигать 3500-4000 долларов, а в офшорной индустрии — около 5000 долларов.

Мне хотелось бы попробовать себя на норвежском рыболовецком судне. Это совершенно другая работа с особыми навыками моряков, но работа на таких судах хорошо оплачивается, что делает её привлекательной.

Сейчас я наблюдаю дефицит кадров в морской сфере. Не все хотят работать в море и не все остаются. Зарплата часто зависит от опыта и отзывов о вашей работе. Если у вас есть достаточный опыт и положительные рекомендации, можно даже поторговаться за зарплату.

Из моих 13 лет в морской профессии я провёл около 7,5 лет непосредственно на судах. Зарплата в море позволяет достичь того, что сложно было бы сделать на обычной работе в России: я купил квартиру, машину и сейчас строю дом. Путешествия — это хорошо, но я всегда хотел бы увидеть больше. Без моря я бы не достиг всего этого.

Тем не менее, я не сидел дома без дела и пробовал себя в различных профессиях: работал агентом по недвижимости, логистом, морским агентом, а также руководителем по продвижению медиа-студии. Но со временем городская рутина начинает утомлять, и начинаешь скучать по морю.

-5

На борту ощущаю себя как дома

Я давно говорю, что быть моряком — это не просто профессия, а целый образ жизни, который затрагивает не только вас, но и ваших близких. Время, проведённое в море, и долгие разлуки делают вашу жизнь непростой для семьи. Моя жена на себе берет все домашние обязанности и заботится о детях, в то время как я нахожусь в море по полгода, а дома бываю всего месяц-полтора. Я до сих пор не знаю, где что лежит в квартире, потому что время, проведённое дома, пролетает быстро.

Не так давно я заметил, что, поднимаясь на борт, я испытываю чувство, что возвращаюсь домой, хотя это не должно быть так. По сути, этот образ жизни становится привычным, и даже возвращение домой ощущается как возвращение в место комфорта.

Когда я дома, я стараюсь максимально проводить время с женой, потому что ей очень трудно ждать меня 6-7 месяцев. Мы выезжаем в горы и на природу, стараемся сделать наше время вместе насыщенным и приятным. Хотя жена мечтает о море, а я предпочитаю избегать его, когда нахожусь дома (смеётся).

-6

Это отличная цель! Надеюсь, удастся найти контракт, который даст возможность больше времени проводить дома и быть рядом с семьей. Если понадобится помощь с поиском или советом, всегда рад помочь!

Курс подготовки краболова

Цель курса: Обучить участников всем необходимым навыкам и знаниям для успешной работы на краболовных судах. Курс охватывает как теоретическую, так и практическую стороны профессии, обеспечивая подготовку, соответствующую международным стандартам и требованиям отрасли.

Кому подходит:

  • Тем, кто хочет начать карьеру на краболовных судах.
  • Морякам, желающим расширить свои знания и навыки в сфере ловли крабов.
  • Тем, кто планирует работать в Норвегии или других странах, где популярна краболовля.

Программа курса:

  1. Введение в краболовствоИстория и значение краболовства в мировой рыбной промышленности.
    Основные виды крабов, их экология и особенности.
  2. Оборудование и техникаОбзор оборудования, используемого в краболовстве: ловушки, сети, механизмы и т.д.
    Установка, эксплуатация и техническое обслуживание оборудования.
    Безопасность на борту и работа с опасными инструментами.
  3. Практическое обучениеМетоды ловли крабов: использование ловушек, сетей и других методов.
    Отлов и обработка улова: сортировка, измерение и упаковка.
    Оценка и управление качеством крабов.
  4. Безопасность и охрана трудаПравила безопасности на борту и в процессе работы.
    Действия в экстренных ситуациях: аварии, пожары, утечки и т.д.
    Основы первой помощи.
  5. Экологические аспектыУстойчивое краболовство и соблюдение экологических стандартов.
    Влияние краболовства на морские экосистемы и меры по их защите.
  6. Завершение курсаИтоговая аттестация и получение сертификата.
    Подготовка к трудоустройству: советы по поиску работы, составление резюме, рекомендации.