Писатель Иван Тургенев внес огромный вклад в русскую культуру и написал немало произведений, которые мы знаем со школьных лет. Но он совсем не был певцом Руси, как Толстой и Достоевский. Значительную часть жизни Тургенев жил в Европе, умер в Париже.
В его библиотеке большая часть книг написана на французском и немецком языках, 2-х из 7-и языков, что знал писатель помимо русского. В орловской усадьбе большинство картин и рисунков о долгой жизни писателя за границей. Учеба в Берлине, немецкие и французские курорты, роман с певицей Виардо.
Тургенев критиковал Россию и русский народ без сантиментов. Описывая жизнь крестьян вокруг себя молодой Тургенев написал в "Охотничьих зарисовках": "Местный крестьянин сгорблен, угрюм и подозрителен на вид; живет в убогих лачугах из осинников, работает крепостным в поле, плохо питается и носит лапти".
После переезда в Германию Иван Тургенев продолжил обличать "немытую" Русь. "Русские люди ленивы и медлительны. Не привыкли ни мыслить самостоятельно, ни действовать последовательно», — писал он графине в 1857 году. "Но необходимость - вытащит даже этого медведя из берлоги".
В рассказе "Муму" видна ирония Тургенева к стадному российскому чувству и покорности, где крестьяне поддакивают барыне в всем, что требует утопить собачку Му-му. И любящий ее дворник Герасим покорно исполняет волю, утапливая любимую Му-му, даже не думая спасать. Хлесткая критика России повлияла на политику, царь Александр II как-то признался что книги Тургенева стали одной из причин, побудившей отменить крепостное право.
Но после отмены крепостного права Тургенев продолжил критиковать, и в частности писал: "Мы в России так отвратительно бедны — вот в чем проблема и почему мы так склонны воровать. В России умные, талантливые и честные люди встречаются очень редко".
В романе Дым", который Тургенев написал играя в казино в самом дорогом курорте Германии, писатель высмеял споры о западном и русском пути России, отстаивая точку зрения что без Европы русским никуда:
"Право, если б я был живописцем, вот бы я какую картину написал: образованный человек стоит перед мужиком и кланяется ему низко: вылечи, мол, меня, батюшка-мужичок, я пропадаю от болести; а мужик в свою очередь низко кланяется образованному человеку: научи, мол, меня, батюшка-барин, я пропадаю от темноты".
"Ну, и, разумеется, оба ни с места. А стоило бы только действительно смириться — не на одних словах — да попризанять у старших братьев, что они придумали и лучше нас, и прежде нас!"
"Дым" вызвал резкую критику Достоевского и Толстого. Достоевский советовал купить телескоп, чтобы глядеть на отечество. А Лев Толстой написал гневно: "Тургенев, с..н сын! Вернись домой, ты забыл, как выглядит Россия! Тютчев написал эпиграмму: "И дым отечества нам сладок и приятен! Так поэтически век прошлый говорит. А в наш — и сам талант всё ищет в солнце пятен, И смрадным дымом он отечество коптит!"
Однако Тургенев был против слепого копирования Запада, он считал что забирая оттуда лучшее, нельзя забывать свое, писатель был за симбиоз двух миров. Его позиция была похожа чем-то на позицию Петра Первого.
В 1878 году Тургеневу в Париже передали примирительное письмо Льва Толстого: "Простите меня, если я был чем-нибудь виноват перед вами". Толстой просил Тургенева забыть прежние ссоры и звал к себе в гости. В тот же год Тургенев побывал в Ясной Поляне и во время банкета представил Толстому модный французский танец канкан.
"Старый канкан, — сказал Тургенев, - это не та непристойщина питерских борделей. Старый канкан - это приличный, грациозный танец. Я умел его танцевать. Пожалуй, и теперь станцую!" Заложив пальцы за проймы жилета, Тургенев лихо заплясал канкан с приседаниями и выпрямлениями ног.
Кончилось это тем, что великий писатель упал, и все весело хохотали вместе с Тургеневым. Лев Толстой улыбаясь, поднял Тургенева с пола. В тот же вечер граф записал в дневнике: "Тургенев - cancan. Грустно..."
еще читать: