23 июля 2024 г. на Новой сцене Большого театра пройдет балет "СОТВОРЕНИЕ МИРА» в исполнении труппы Театра Классического балета Касаткиной и Василёва.
А на днях я побывала на прогоне этого спектакля, увидела репетиционный процесс изнутри.
Как-то так получилось,что я,человек очень любящий балет, знаю поименно премьеров и прим -балерин Большого театра и иду только на определенные составы, еду в Питер, чтобы посмотреть балеты Эйфмана, смотрела почти все постановки Кремлевского балета, но до сих пор не видела ни одного балета труппы Касаткиной и Василёва.
Ну оправдать меня может только то, что Москва настолько богата культурной программой, что охватить всё просто нереально.
Поэтому возможность наконец-то познакомится с творчеством Театра Классического балета считаю для себя большой удачей и счастьем.
Небольшой экскурс в историю. «СОТВОРЕНИЕ МИРА»
Постановка и хореография: Наталия Касаткина и Владимир Василёв.
Балет был создан для Кировского театра( ныне Мариинский в Санкт-Петербурге) в 1971 году.
На главную роль Адама был приглашен Михаил Барышников. Он уже был очень известным классическим танцовщиком, но в его репертуаре еще не было балета, созданного специально на него.«Сотворение мира» стало его визитной карточкой. А постановка стала одним из самых известных балетов ХХ века, спектакль ставили более 60 раз на разных сценах мира. Самой первой исполнительницей Евы в Мариинском (Кировском) театре была великолепная Ирина Александровна Колпакова.
Очень интересную хореографию балета дополняет прекрасная музыка Андрея Петрова, который написал много музыкальных композиций не только к театральным постановкам, но и для кино.
Кстати, песня «А я иду, шагаю по Москве…» - это тоже Петров. Он соединил в балете академическую музыку с джазовыми приемами и даже роком и тем самым классический балет, благодаря партитуре, добавился свободной пластикой.
Я с большим интересом наблюдала за этой хореографией. Сюжет мне был понятен без слов. И не только потому что в принципе эта история с Адамом и Евой нам знакома из Библии. Наверняка вы помните спектакль «Божественная комедия» в театре Образцова(одно время очень часто показывали по телевизору,а я видела спектакль в самом театре кукол), где тоже присутствует этот сюжет.
Для балетной вариации библейского сюжета Наталия Касаткина и Владимир Василёв черпали вдохновение одновременно и во фресках Сикстинской капеллы, и в весёлых рисунках Жана Эффеля и в детской пластике их сына Ивана.
Кстати, мне мама в детстве показывала эту серию рисунков французского художника Жана Эффеля под названием «Сотворение мира». Они очень забавные.
В двух словах сюжет балета:
Бог трудится над созданием Вселенной , ему постоянно пытается помешать черт.
Бог создает человека по своему образу и подобию, чтобы кто-то смог оценить его достижения по строительству Рая . Адам, первый человек, появляется на свет взрослым и красивым, но наивным как дитя. Адаму скучно в Раю и черт подсовывает ему Чертовку. Бог спасает Адама от искушения и создает ему подругу - Еву.
Черт с Чертовкой соблазняют их яблоком. Вкусив запретный плод, люди полюбили друг друга. Бог рассержен, что нарушен его запрет и хочет наказать своих детей. Но Адам и Ева сами покидают рай. И от них начинается человеческий род.
Адам — Сергей Кузьмин
Ева — Лауреат международного конкурса Марина Волкова
Бог — Виктор Кузнецов
Черт — Заслуженный артист России Николай Чевычелов
Чертовка — Дипломант международного конкурса Алиса Воронова
Сразу на себя еще в кулуарах обратил внимание Сергей Кузьмин ( Адам). Очень красивый молодой юноша с атлетической фигурой ( мне он показался самым красивым в труппе). Ну кому еще , как не ему быть Адамом. И хоть на тот момент выбора у Евы не было ( всего один мужчина в Раю), но не влюбиться в такого Адама просто невозможно)). А особенно когда видишь его в танце. Кстати, артисты отыгрывают эмоции и чувственность не только «ногами», но и лицом. Поэтому мне кажется такой балет надо смотреть близко, чтобы было видно и рисунок танца и игру актеров. Да, они- актеры, а не просто танцоры.
Вот появляется прекрасная Ева- Марина Волкова. Она была в красных лосинах и я даже потом уточнила: случайно это или это такой визуальный трюк, приковывающий внимание, ведь все остальные артисты были в черном трико. Глаз оторвать от Марины было просто невозможно: такая грация и потрясающая техника. И это «красное пятно» усиливало общий эффект.
Также обратила внимание на артиста , исполняющего Черта. Оказывается это заслуженный артист России Николай Чевычелов. Порой педагоги даже к нему обращались Николай Николаевич, а не просто по имени. Он уже 25 лет в труппе театра и исполняет ведущие и сольные партии во всех спектаклях театра. Не обратить на его профессионализм невозможно, танцовщик он выдающийся и приковывает к себе внимание моментально.
Было видно насколько номера сложные, потому что артистов просили несколько раз повторять одно и то же, добиваясь безупречной отточености движений. Репетицию вел педагог Сергей Александрович Белорыбкин, заслуженный артист РФ, управляющий труппой театра.
Очень харизматичный мужчина, который и покажет как нужно и «за словом в карман не полезет», это придавало репетиции живости и юмора.
С.Белорыбкин артист, «выращенный» Касаткиной. Вот как он говорит в своем интервью о мэтрах: «Все, что ставили Касаткина и Василёв — это о любви. Лейтмотив каждого спектакля — любовь. Мне очень нравятся все их авторские спектакли, я выращен на них.» Сергей Белорыбкин определяет стиль Театра Классического балета Касаткиной и Василева как неоклассик с элементами характерного драматического и дуэтного новаторства.
Также на репетиции присутствовала одна из исполнительниц роли Евы - Анна Сердюк, бывшая солистка театра и одна из исполнительниц роли Евы. Она давала рекомендации Марине Волковой ( Ева). А я обратила на нее внимание не только поэтому. Она так грациозно и изящно двигалась, что я полезла загуглить ее возраст. Ей 74, но ощущение, что передо мной юная нимфа. Я почувствовала себя «корягой» и дала обещание, что если не запишусь в танцевальную студию, то хотя бы начну делать по утрам зарядку. Хочу быть вот такой - легкой и волшебной)).
Театр Касаткиной и Василёва меня восхитил и поразил одновременно. Ведь у него нет собственной сцены , но ему уже 47 лет и у него мировое признание! В связи с отсутствием сцены - нечеловеческие условия работы. Убедилась лично. В репетиционном зале пришлось достать веер , спасаясь от жары и духоты. А артисты здесь выполняют сложные партии, то есть , пардон, «пашут»! И становятся лауреатами высших балетных наград.
Уровень танцоров высок и позволяет соперничать с коллегами лучших мировых балетных компаний.
Я очень рада, что в этом году с творчеством коллектива зритель сможет познакомится во всей красе на лучшей площадке для этих замечательных балетов - сцене Большого театра.
Мы сможем увидеть:
22.07 Три балетных шедевра: «Чудесный Мандарин», «Весна Священная», «Петербургские Сумерки» на Исторической сцене Большого.
23.07 «Сотворение мира» на Новой сцене
24.07 «Ромео и Джульетта» на Новой сцене.
25.07 премьера «Пушкин.Сны после жизни» на Новой сцене.
Билеты можно купить на сайте Большого театра или театра Классического балета