Найти тему
Elena Sokol

Ребенок говорит звук "Р" горлом, нам логопед сказала "обязательно исправлять" Стоит ли это делать?

Всем привет! Меня зовут Елена Сокол и я логопед-практик я помогаю обычным мамам из нашей с вами жизни заниматься со своими детьми самостоятельно. Я адепт и практик семейного образования
Всем привет! Меня зовут Елена Сокол и я логопед-практик я помогаю обычным мамам из нашей с вами жизни заниматься со своими детьми самостоятельно. Я адепт и практик семейного образования

Для тех кто попал на канал впервые, расскажу. Я сменила профессию юриста на логопеда благодаря своему старшему сыну. У которого в карте стоял диагноз ЗПР. Большую часть своей карьеры я занимаюсь таким нарушением речи как дизартрия, а вы его называете "каша во рту". Сейчас сыну уже 19 лет. С сыном я прошла многое, две частные гимназии, но окончил он на семейной форме обучения. Я много пишу про инклюзию и про права особых деток и их родителей. Знаю об инклюзии все, и даже больше.

Утро! Позавтракав, взяла телефон написала в мессенджер.

"Виктор, у меня машина требует ТО. Запиши на свободную дату".

Пока жду ответа от своего автомеханика, успела сверстать расписание на сентябрь. Начала собирать чемодан к отпуску. Отпуск у меня в начале сентября.

Телефон пропищал, пришло сообщение от Виктора.

"На воскресенье, на 10 утра привози свою красавицу на ТО".

Мысленно поругалась, хотела пойти в храм на службу. Но моя машинка старая. А механик с мозгами и руками из правильного места это большая находка.

Виктора я знаю давно. Однажды с его женой, тоже логопедом, мы подружились на одном мероприятии.

У Виктора трое детей в том числе один ребенок с инвалидностью по слуху. Квартира. Дача. Две машины.

И полная запись на месяцы вперед.

У Виктора есть всего один недостаток. Виктор говорит звук Р горлом. И этот факт не влияет на его жизнь.

Так стоит ли переставлять звук Р если ваш ребенок стал говорить его горлом?

Давайте так.

Из учебников логопедии следует, что ребенок в норме должен начать говорить звук Р около шести лет. И раньше этого времени логопед не будет вмешиваться.

А в моей практике были случаи когда я ставила звук Р ребенку в три года.

Рано?

Да. С точки зрения логопедического учебника.

Но нормально с точки зрения логики.

Ребёнки мне попались умненькие. Они быстро соображали, что звук Р в слове есть, а он, ребенок то есть, его не может произнести. И ребята выходили из положения и начинали произносить звук, так как могут, то есть горлом.

Поэтому мне звонили матери этих ребят и просили возглавить процесс. Нужно сказать, что звук Р легче переставить вот в самом начале. Как только ребенок начал пробовать говорить горлом и пусть этому ребенку три года. И пусть в учебнике написано по другому.

Что же делать, если вашему ребенку уже десять или даже 13 лет?

Стоит ли тогда переставлять?

И сейчас опять к учебникам обратимся.

И прочтем.

В нашем русском языке горловое произнесение звука Р не является нормой и его нужно переставлять.

Ага.

И тут вам логопед расскажет, что.

Да. Можно переставить только если ребенок или подросток сам хочет.

С технической точки зрения горловой звук Р ставится прям с начальных этапов.

Подростку 13 лет.

Какова вероятность, что подросток дойдет до конца с логопедом?

А какова вероятность, что подросток будет в речи следить за собой при том что 13 лет он говорил звук горлом?

Ответ прост.

Это будет больно. Долго. И процент успеха 50 на 50%. И на самооценку ребенка вообще из логопедов никому дела нет.

А я бы рекомендовала вам вот что.

Сегодня к вам никто не подходит и не заглядывает в рот. Нижние шипящие, горловое Р.

Сегодня мир изменился. И горловой звук не является препятствием ни к чему.

Если ваш ребенок не комплексует из-за этого.

У вашего ребенка есть друзья и его горловой звук не является препятствием к общению.

Если вы сами хотите переставить сыну или дочери звук, а ребенок сам не хочет. Я бы оставила ребенка в покое.

А деньги которые вы готовы были потратить на логопеда, я бы потратила на психолога для себя.

У подростков и так без вас есть причины попереживать по всяким поводам. Не нужно им искусственно создавать комплексы.

Елена Сокол