Наша команда участвовала в десятках судебных процессов по взысканию неустойки за сверхнормативный простой вагонов на станциях грузовых операций — под погрузкой или выгрузкой, порой защищая Истцов, а иногда и Ответчиков.
Чаще всего данные дела являются выигрышными для Истцов, так как договором по предоставлению вагонов, как правило, установлены чёткие сроки, в течение которых вагон может находиться под грузовыми операциями, согласован размер неустойки и по сути закреплена презумпция вины Ответчика. Единственное, что нужно доказать Истцу — сроки простоя.
Но в данной статье мы хотим поделиться советами о том, какие аргументы может использовать Ответчик, чтобы снизить размер неустойки за простой вагонов, а порой даже добиться отказа в удовлетворении такого иска.
Проверьте наличие у вас вины в простое вагонов
Для того, чтобы взыскать с Ответчика неустойку, суд должен установить наличие вины в действиях (или бездействии) Ответчика. Таким образом, если Ответчик докажет, что простои произошли не по его вине, а по вине Истца, перевозчика или третьих лиц, за действия которых он не отвечает, неустойку платить не придётся.
Например, указанные обстоятельства могут повлиять на исход дела, если они корректно оформлены.
- Ситуация №1. Вагон пришёл на станцию погрузки технически неисправным (тонкий гребень, ползун, выщербины).
- Чем доказать? Акт общей формы ГУ-23; Акт о повреждении вагона формы ву-25; Уведомление на ремонт вагона ВУ-23;
- Ситуация №2. Вагон пришёл на станцию погрузки коммерчески непригодным (остатки предыдущего груза, насекомые).
- Чем доказать? Акт общей формы ГУ-23;
- Ситуация №3. Грузовые операции были своевременно завершены, но РЖД отказывает в приёмке груза к перевозке в связи с загруженностью ЖД путей, движением военных грузов и по иным причинам, не зависящим от грузоотправителя.
- Чем доказать? Акт общей формы ГУ-23; Уведомление о завершении грузовых операций (если вагоны стояли на путях необщего пользования); Ведомости подачи-уборки вагонов (если вагон стояли на путях общего пользования).
- Ситуация №4. Грузовые операции были своевременно завершены, но вагоны стояли на станции, поскольку Истец не выполнял своих обязанностей по договору, например, не оплачивал железнодорожный тариф или не оформлял заготовки на порожние вагоны.
- Чем доказать? Акт общей формы ГУ-23; Уведомление о завершении грузовых операций; Переписка сторон, в том числе посредством электронной почты и мессенджеров.
Проверьте, нет ли признаков форс-мажорной ситуации
Если простои произошли по причине чрезвычайных погодных явлений, объявления войны или блокады и прочих непредвиденных ситуаций, то начислять неустойку за указанный период Истец не вправе (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).
При этом важно понимать, что оценка наличия признаков форс-мажора производится в каждом случае индивидуально. Например, снегопад в летний период можно признать форс-мажором, а в осенне-зимний нет.
Чтобы подтвердить наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) необходимо предоставить в суд соответствующие документы государственных или муниципальных органов, заключение торгово-промышленной палаты.
Конвенциональные ограничения перевозчика (РЖД) в некоторых случаях суды также признают обстоятельствами непреодолимой силы. Для их подтверждения необходимо предоставить телеграмму, которыми оформляются в РЖД подобные конвенции. Если данный документ у вас отсутствует, вы можете истребовать необходимые сведения у РЖД через суд в соответствии со ст. 66 АПК РФ.
Мотивируйте необходимость применения ст. 333 ГК РФ
Практически всегда в подобных случаях Ответчики просят применить ст. 333 ГК РФ, в соответствии с которой суд может уменьшить неустойку, если она явно не соразмерна негативным последствиям от допущенного Ответчиком сверхнормативного простоя.
Однако, чтобы суд применил эту норму, необходимо убедить судью в несоразмерности неустойки. Как это сделать?
- Предоставить аналогичные договоры с другими организациями, предоставляющими вагоны, в которых указан меньший размер неустойки;
- Предоставить судебные решения (в том числе конкретно данного Истца или собственника вагонов), в которых Истцами взыскивались меньшие суммы неустойки за сверхнормативные простои;
- Настаивать в суде на том, что Истец не предоставляет каких-либо документов, которые бы подтверждали негативные последствия от допущенного сверхнормативного простоя вагонов.
Занимайте активную процессуальную позицию
Одна из самых больших ошибок, которые допускают Ответчики в этих судах — занимать следующую позицию: «Истец ничего не доказал, а значит я не виноват». Напротив, необходимо активно и деятельно обосновывать свою позицию, предоставлять доказательства, при их отсутствии запрашивать необходимые сведения у третьих лиц.
Обязательно подайте отзыв на исковое заявление, ходатайствуйте о привлечении третьих лиц, об истребовании доказательств и о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства. В данном случае Ответчику необходимо принять все необходимые меры для снижения судом неустойки либо отказа в удовлетворении исковых требований.
Очень важно добиться рассмотрения дела в общем порядке с возможностью явки сторон в судебные заседания. Если дело рассматривается в упрощенном порядке, Ответчику сложнее донести до суда необходимые аргументы.
Наймите хорошего юриста в сфере ЖД перевозок
Юридические споры в сфере железнодорожных перевозок очень специфичны. Тем, кто ранее не сталкивался с этими делами, сложно сориентироваться в ЖД нюансах, особенно в ходе судебного заседания.
Как вы или ваш юрист будет действовать, если суд и оппонент начнут засыпать его вопросами. Запросили ли сведения в ЭТРАН? Когда оформили ГУ-12? Были ли повешены заготовки на вагоны? Составлялись ли акты общей формы, направлялись ли уведомления станции? И так далее.