С древнейших времен Волга была колыбелью культур и цивилизаций. Подобно волнам великой реки. растекались по ее берегам племена и народы. Здесь поили своих коней свирепые хунны и монгольские орды Батыя, зарождались государства и в прах обращались величественные города. За тысячелетия истории немало волжской воды утекло, и только древние курганы да легенды все еще хранят память давно минувших лет.
Впервые предание о "золотом коне" мне довелось услышать в середине 80-х годов уже прошлого, XX века, во время археологических раскопок одного древнего поселения. Местный пастух, позабросив своих коров и коз, часами просиживал у нашего раскопа, рассуждая о бренности жизни. Видя, что основными трофеями археологов являлись немногочисленные обломки неказистой керамики, колотые кости животных да грубые изделия из камня, он все подтрунивал над нами: мол, не там дескать копаете, не то вы, братцы, ищите; вроде, и люди ученые, а про "золотого коня" не ведаете... Он и сам то точно не знал, что за "конь" и сочинял всякий раз новую байку о несметных сокровищах, будто бы зарытых в близстоящем кургане.
С момента той экспедиции прошло немало лет, за это время мне довелось побывать с раскопками в разных регионах Поволжья - от Астрахани и до Казани. Но удивительным образом легенда о "золотом коне", хоть и в различной интерпретации, бытует на всем этом пространстве! Так, недалеко от села Колобовщина (Волгоградской обл.) и безмолвных руин золотоордынского города Гюлистан стоят величественной группой курганы-мавзолеи, именуемые Мамаевскими. Местные жители верят, что в одном из них спит сам Мамай, живой, и сторожит зарытого там "золотого коня"... А в деревне Старый Буян (Самарской обл.) вас непременно сводят на берег речки Кондурчи, в водах которой, опять же согласно древнему поверью, покоиться "золотой конь", брошенный здесь ханом Токтамышем, когда тот спасался бегством от войск грозного Тамерлана...
Одну из версий аналогичной легенды не так давно опубликовал С.М. Моисеев в книге "Сокровища не найденных кладов" (Саратовское из-во "Полиграфист", 1995 г.):
"В грабительских походах и набегах Батый захватил огромное количество золота. Стремясь подчеркнуть свое богатство, величие и могущество, честолюбивый хан повелел мастерам отлить двух золотых коней в натуральную величину. Приказ был выполнен и литые кони солнечной масти украсили ворота Сарай-Бату, столицы Золотой Орды.
Но смертны и ханы. Когда Батый умер, его младший брат и приемник Берке решил воздвигнуть новую столицу, которая была бы еще помпезней и величественней прежней. Вскоре Сарай-Берке был построен и туда переселились скульптурные кони Батыя.
Шли годы и десятилетия. Время неумолимо сменяло властителей Золотой Орды. От одного хана к другому переходили по наследству и литые красавцы. Когда в 1380 году скончался хан Мамай, его погребли под стенами Сарая-Берке и в месте с ним в могилу опустили одного из золотых коней.
Его близнецу была уготована иная судьба: отряд русских воинов совершила дерзкий набег на Сарай-Берке и "пленил" золотого коня. Враг устроил погоню за смельчаками и тем не оставалось ничего иного, как спрятать свой драгоценный трофей на дне встретившийся им на пути степной речушки, а самим вступить в неравный бой со значительно превосходящими силами преследователей. В этом сражении пали все до единого русские воины, унеся с собой в небытие тайну золотого коня.
После того как в конце XIV века полчища Тимура разорили Сарай-Берке, бесследно исчез и тот конь, что по преданию находился в могиле Мамая".
Читатель, хоть немного знакомый с историей, вправе резонно возразить:" Да это же вымысел! Где же в этой легенде правда?"
И действительно, у С.М. Моисеева в пересказе древнего предания много противоречий, которые взаимно исключают друг друга. Возьмем к примеру, личность Мамая. данное историческое лицо никогда не было провозглашено ханом! На протяжении всей своей бурной жизни Мамай являлся темником - предводителем десяти тысяч воинов. Безусловно, что будучи отпрыском весьма знатного рода, имея обширные владения, состояние и союзников, Мамай играл заметную роль в политической жизни Орды. Подобно темнику Ногаю, жившему за столетие до рассматриваемых нами событий, Мамай обладал безграничной властью и соперничал в своем величии с ханами Золотой Орды, но по законам того времени он все же не имел династических прав на трон улуса Джучи.
К тому же Мамай был предательски убит генуэзцами в 1381 году в причерноморском городе Кафа (ныне Феодосия), а следовательно его могилу нужно искать в Крыму, но никак не у стен Сарая-Берке.
Могла ли одна из фигур "золотого коня" находиться в могиле Мамая? Теоретически - да, но практически - нет! Известно, что многочисленные претенденты на престол Золотой Орды при активной поддержке Мамая и его войск, во второй половине XIV века неоднократно захватывали Сарай - столицу улуса Джучи. Стало быть, в один из таких походов скульптура вполне могла стать трофеем темника. Но также известно, что после поражения на Куликовом поле в 1380 году Мамай бежал в Крым, в союзную Кафу, взяв с собой все сокровища и именно казна темника стала одной из причин его гибели от рук алчных генуэзцев. Об этих событиях и трагической участи беглеца, в Крыму сложено немало легенд. Есть среди них и упоминания о "золотом коне", но, скорее всего, судьба этой скульптуры могла быть весьма предсказуема: убийцы Мамая переплавили коня в звонкую монету...
Это одна из возможных версий судьбы одного из "скакунов", а что же с тем, что похитили русские воины? В этой части легенды противоречий не меньше, а даже больше и для начала нужно задаться вопросом: А могли ли в действительности существовать скульптуры "золотых коней"?
Анализ культурных традиций, производственных и материальных ресурсов позволяют дать более чем утвердительный ответ.
Во-первых, в мировоззрении кочевника-язычника, каковыми были монголы периода правления Батыя, конь являлся олицетворением наивысшей ценности и культовым животным, которому они благоговейно поклонялись и которого почитали. Весь традиционный уклад жизни тюркских племен и народов напрямую был связан с этим животным, а потому тотемный выбор образа коней не случаен.
Во-вторых, в распоряжении Батыя имелись искусные китайские мастера, умевшие не только строить стенобитные орудия, но и владевшие многовековыми традициями изготовления скульптурных изваяний и монументального литья. Достаточно вспомнить знаменитый могильный комплекс китайского императора Цинь Шихуанди, где в траурном строю безмолвствуют более 7-ми тысяч скульптур воинов, выполненных в натуральный человеческий рост при полном вооружении. Раскопки данного археологического памятника еще продолжаются, но для нас интересен тот факт, что среди изваяний есть и статуи лошадей, запряженных в боевые колесницы.
В-третих, из летописных свидетельств Эль-Омари, "Пути взоров", записанных в XIV веке, мы знаем, что:"... место пребывания царя там большой дворец, на вершине которого находиться золотое новолуние весом в два кынтаря египетских...". В пересчете на современные весовые нормы, такое новолуние (полумесяц) потянет почти на 50 кг чистого золота! И это только один пример в очереди многочисленных свидетельств средневековых очевидцев из Азии и Европы о несметном богатстве Золотой Орды, захваченном в ходе Западного похода.
Исходя из всего вышеперечисленного, мы с большой долей вероятности можем поверить в реальное существование "золотых коней". Но в этом случае не менее важно найти ответ и на следующий вопрос: А кто же тогда те русские воины, что захватили изваяние, да к тому же из самого Сарая - столицы могущественного улуса Джучи?
Среди древних летописей и научных работ по истории Золотой Орды читатель не найдет достоверных упоминаний о подобном походе русских дружин на Орду, и тем более, на Сарай. Ни политические, ни экономические взаимоотношения Руси и Орды, в рассматриваемый нами период не допускали даже малой возможности подобного события.
Впрочем, это касается официальных, межгосударственных контактов, взятых в последствии за основу концепции пресловутого "татаро-монгольского ига". Однако реальная история знала и другие примеры. Вот что гласит Никоновская летопись:
"Того же лета (6868) (1361 год) из Великого Новгорода разбойници приидоша в Жукотин, и множество татар побиша, и богатства их взяша, и за то разбойничьство христиане пограблени быша в Болгарах от татар. То же лета князи Жукотинскии поидоша во Орду ко царю и биша челом царю, дабы царь оборонил себя и их от разбойников, понеже много убиства и граблениа от них сотворяшеся беспрестани. Царь же Хидырь посла трех послов на Русь: Уруса, Каирбека, Алтынцыбеа ко князем русским, чтобы разбойников поимали и к нему прислали. И бысть всем князьям съезд на Костроме... и поимаша разбойников, и выдаша их всех послам царевым и со всем богатством их, во Орду..."
Из данного примера следует, что в период правления Хызр-хана (1361-1362 гг.), новгородские разбойники были настолько дерзкими в своих деяниях, что даже малыми силами не боялись грабить ордынские города и грозные правители улуса Джучи были вынуждены просить помощи у русских князей, а те по своему усмотрению могли ее оказывать, либо нет. Действительность была еще парадоксальней, поскольку ушкуйники, а именно так называли новгородских удальцов, совершали свои рейды практически ежегодно. Подтверждением этому мы, в частности, читаем на страницах Московского хронографа, известное как "Сказание о холопьей войне", где описан еще один подобный поход и разграбление золотоордынских городов, в 1375 году, произведенных 2000-ми ушкуйниками, на 70-ти ладьях. Причем новгородцы не ограничились очередным нападением на Сарай, а спустились значительно ниже по реке Ахтубе (левый приток Волги) и захватив Хаджи-Тархан, заставили в страхе бежать местного правителя и население города. Только через несколько дней ордынцы, собравшись с силами и воспользовавшись тем обстоятельством, что ушкуйники все это время предавались разгульному пьянству, изгнали их из города.
Начало подобных походов было заложено еще в конце XIII века, во времена борьбы за престол хана Токты. Его противником, пытавшимся узурпировать власть в Золотой Орде, выступал темник Ногай, а русские князья со своими дружинами, в зависимости от материальных выгод и исключительно на добровольной основе, выступали то на одной, то на другой стороне. Хорошо усвоив нравы и обычаи грозного соседа, используя то обстоятельство, что в золотоордынских городах никогда не было крепостей, либо серьезных фортификационных укреплений и крупных воинских подразделений, ушкуйники неоднократно захватывали населенные пункты, а разграбив их - убирались восвояси. Более того, есть все основания утверждать, что русские князья и в первую очередь Московского удела, потворствовали ушкуйникам, используя новгородских удальцов как некую военную силу и инструмент давления в своих политических интригах. (Подобная практика применялась русскими царями и в дальнейшем, вплоть до XVIII века, когда на смену ушкуйникам пришли казаки.) К примеру, одним из поводов благосклонности и получения ярлыка на Великое княжение Юрием Даниловичем Московским, в 1320 году, от Узбек-хана, как раз и была очередная "помощь" по уничтожению отрядов ушкуйников. В результате, как свидетельствуют все та же Никоновская летописей: "Наступила тишина великая по всей Русской земле, ни татар, ни татей (воров)". Вот и получается, что прототипом русских воинов из легенды, скорее всего, могла стать ватага отчаянных новгородских разбойников.
Данное утверждение объясняет и погоню до "степной речки". Дело в том, что Сарай: Бату, Берке, ал-Махруса, ал-Джадид и т.д. - это все восхвалительные эпитеты одного и того же города, с 20-х годов XIV века располагавшегося в низовьях Волги, на левом берегу реки Ахтуба, в 140 км к северу от современной Астрахани. Ушкуйники предпринимали рейд весной, с началом половодья, используя поднятие уровня воды в реках как для увеличения скорости хода судов, так и безопасного передвижения по вражеской территории. Захватив город и предав его разграблению, разбойники бросали свои лодки и пересаживались с добычей на коней, которых у ордынцев всегда было в избытке.
Золотоордынские города были не только центрами улусной администрации, но и крупнейшими торговыми факториями, где располагались многочисленные базары, рынки и склады. Торговля скотом и в первую очередь лошадьми, составляла приоритетную статью доходов в казну улуса Джучи, а потому захватить верховых и вьючных коней, как в самом городе, так и в непосредственных окрестностях было несложно. И этот прием был оправдан хотя бы тем обстоятельством, что идти против течения, на перегруженных трофеями лодчонках, да еще преследуемые по пятам, представлялось делом безнадежным. А вот бескрайняя степь, где ордынцы не имели постоянных крепостей и стационарных пограничных отрядов, давала хоть какой то шанс на удачное отступление.
Сопоставив вышеизложенные факты, мы можем поверить в реальность событий, хотя и в этом случае по прежнему возникает много вопросов. О какой "степной речке" упоминается в легенде и где ее искать? Мы уже отмечали, что предполагаемые события происходили в весенний период года. Из чего следует, что даже засушливая степь Заволжья была покрыта бесчисленными ручьями, речками и озерами. А при условии большой площади рассматриваемого нами пространства, поиск безымянной реки выглядит весьма и весьма проблематично...
И все же если допустить, что отряд ушкуйников уходил от погони степью, то можно примерно просчитать как направление движения отрядов, так и саму речку, в водах которой согласно легенде сокрыт "золотой конь". По ряду фактов, наиболее логичной версией является не абстрактная "степная речушка", а конкретная географическая точка. В данном случае речь идет о левом притоке Волги, реке Еруслан. Почему? В условиях засушливой степи Еруслан - практически единственный на рассматриваемой территории водный объект, имеющий геологически сложившееся коренное русло. Если предположить, что изваяние было затоплено, то только здесь, не боясь его скорого обнаружения, можно надежно спрятать сокровище, поскольку Еруслан даже в самый засушливый период не пересыхает, чего нельзя сказать о других реках этого региона. А стало быть, только не дне этой степной реки беглецы могли надежно укрыть "золотого коня" и при удобном случае за ним вернуться.
Обращает на себя внимание и еще одно обстоятельство. Вот строки из романа В. Яна. "Батый":
"Великое, непобедимое войско ведет назначенный Священным Воителем джихангир Бату-хан и повелевает тебе, Гуюк-хан, сейчас хе, не переведя дыхания. выехать к берегам великой реки Итиль (Волги) и дожидаться там у того места, где в нее вливается речка Еруслан".
Дело в том, что не только известный романист и археолог упоминает эту реку, как возможное место переправы. Аналогичные свидетельства вы встретите в работах российских академиков XVIII века, И.И. Лепехина и И.П. Фалька, саратовских краеведов XIX века А.И. Шахматова и А.Н. Минха, советских археологов XX века Г.А. Федорова-Давыдова и В.Л. Егорова.
Исторически сформированная именно в этом месте переправа через Волгу являлась единственным путем спасения ушкуйников. Правый берег Волги на данном участке имеет великолепный природный маяк, в лице легендарной Дурман-горы, которая с левого берега,очень хорошо просматривается на десятки километров. Взяв за ориентир этот объект, путник без труда выйдет на устье Еруслана. К тому же многочисленные поселения, располагавшиеся по берегам Волги, осуществляли торгово-транзитные функции по Великому Волжскому пути, были без достаточно крупных воинских подразделений и вследствии чего не представляли большой угрозы для ушкуйников. Более того, либо по принуждению, а скорее всего, по предварительному сговору и за весьма хорошую оплату, разбойники могли рассчитывать на любое количество лодок для переправы. Это тем более было вполне возможно, поскольку оседлое население Волги, в XIII-XIV вв., составляли хазары, булгары, славяне и представители финно-угорских племен. В XIV веке по берегам Волги, в пределах улуса Джучи, действовало более десятка подобных переправ (Бельджамен, Укек, Самарская Лука, Булгар и т.д.), но тем не мнение, для осуществления замыслов разбойникам нужна была конкретная и именно Ерусланская переправа. Так как только в Правобережье, в районе "Дурман-горы", на протяжении тысячелетий существовало одно из кратчайших мест "переволоки", между Волгой и Доном (через р. Иловлю, приток Дона). Достигнув этих мест, новгородские ушкуйники могли найти союзников и рассчитывать на относительную защиту в лице "бродников". А через Дон. Хопер и Ворону им уже и до Русской сторонушки было рукой подать.
Впрочем, для отступления данное направление не было отнюдь безопасным, поскольку на пути вполне можно было встретить крупный отряд ордынцев, не брезговали корысти ради предательством и "бродники", да и на Руси удальцов зачастую ждали в засадах княжеские дружины. И тому есть неопровержимые свидетельства. Так в 1860 году, у хутора Стародонского (Иловлинского р-на) в песках были найдены узкая кривая сабля и кольчуга, а неподалеку, в балке Широкой, вешней водой был размыт скелет человека, с конем и саблей. Аналогичная находка была сделана у хутора Вертячий (Иловлинского р-на), здесь в 1926 году жители нашли человеческий и лошадиный скелеты и тут же меч и православный крестик. Следует отметить, что речь идет не о древних захоранениях в курганах и могильниках, а о случайных находках, сделанных в буераках и оврагах. Подобных примеров достаточно много и все они сконцентрированы именно в рассматриваемом нами территориальном направлении. Подобные находки Волго-Донского междуречья породили немало слухов и легенд, а местное население так или иначе связывает их именно с ушкуйниками. Более того, вторую группу неопровержимых фактов, подтверждающих правильность наших выводов, составляют денежно-вещевые клады XIV века, которых в этих местах, за последние 100 лет найдено немало. Сам анализ столь массового сокрытия кладов требует отдельного внимания специалистов, так как согласно архивным и археологическим данным, в этом районе не было крупных населенных пунктов, либо оживленных торговых трактов. Это были глухие, малозаселенные земли Дикого поля, ставшие впоследствии колыбелью казачества.
Мы по-прежнему вынуждены повториться: все это звучало бы правдоподобно, если бы отряду разбойников, преследуемых по пятам ордынцами, реально удалось преодолеть расстояние от Сарая, до Еруслана, а это более 300-т километров только по прямой! доподлинно известно, что при средней скорости движения средневековый караван проходил порядка 36 км за день, причем каждый третий день пути непременно посвящался суточному отдыху гужевого скота. Всадник, использующий для непрерывной скачки двух и более лошадей, мог преодолеть до 100 км в день. Безусловно, и ушкуйники, и их преследователи пользовались сменными лошадьми, но даже с учетом возможной форы во времени, надо признать, что у ватаги отчаянных удальцов было мало шансов достигнуть берега Еруслана. Ведь если принять во внимание размеры "золотого коня" и его вес, подобная попытка была бы изначально обречена...
И все же есть в легенде о "золотом коне" тонкая нить истины, вплетенная в замысловатый клубок исторических событий, каким бы на первый взгляд они ни казались нам фантастическими. А для того чтобы понять и осознать старинную притчу, пытливому уму читателя надлежит отбросить стереотипное мышление о тех далеких временах, его нравах, обычаях, межгосударственных отношениях Руси и Орды. И предстанут тогда "золотые кони" в своем истинном виде - живыми степными скакунами, выносившими на своих спинах новгородских ушкуйников из-под ордынских сабель, да каленых стрел. Лишь благодаря лошадям могли вернуться на Русь отчаянные удальцы с богатой добычей и оттого то нарекали тех коней "золотыми", поскольку только им новгородцы доверяли свои жизни, только на них возлагали ушкуйники надежду на спасение, а в благодарность слагали красивые предания и легенды.
Верна ли наша гипотеза, нашли ли мы все возможные объяснения и имеет ли она право на существование - время покажет. Рано или поздно "золотые кони" раскроют свою тайну и быть может, мы узнаем подлинную историю древней легенды. Сегодня еще нет четкого ответа на все вопросы, а потому сбор информации и поиск новых находок продолжается.
P.S. В 1954 году, в нескольких километрах от Дурман-горы (Красноармейский р-н, Саратовской обл., окрестности утеса Степана Разина) по направлении к р. Иловле, у хутора Буерачный, был найден очень крупный клад золотоордынских монет и украшений, XIV века. А на противоположном берегу Волги, в устье Еруслана, согласно дневниковым записям русского путешественника П.П. Семенова-Тянь-Шанского, возвышаются 17 древних курганов, о тайне которых еще в XIX веке исследовать записал старинное придание:"...будто бы была здесь кровавая битва и погребены в тех могилах тела павших воинов..."
Сабир Ахтемзянов (с) https://vk.com/wall-29603798_416
ПОИСК, КОНСПЕКТИРОВАНИЕ, КОПИРОВАНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КНИГ, ГАЗЕТ, ЖУРНАЛОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И МОСКВЕ: РГИА, РГАВМФ, ЦГИА, ЦГА, ЦГАИПД, ГАРФ, РГАДА, РГБ, РНБ и другие места. Выполняем иные поисковые поручения по генеалогическому, биографическому, научному, краеведческому поиску. Опыт работы – 30 лет. Самые низкие цены в России!
Наша группа https://vk.com/infogen
Пишите leontiya_poisk@mail.ru