Никогда мы ещё не видели такое количество театральных фестивалей, как этим летом. И проходят они не только в Москве и Петербурге, а в самы х неожиданных местах, куда раньше доезжали только искушённые туристы. Фестиваль «Толстой» случился в начале июля в Ясной Поляне, «Выкса» — в Нижегородской области, «Кастры» — в Карелии (фестиваль музыкальный, но это не значит, что там не показывали спектакли и перформансы). И вот теперь, 20 и 21 июля в Зарайске — на малой родине Фёдора Михайловича — прошёл первый фестиваль «Достоевский».
Что вы знаете о Зарайске?
Фестиваль «Достоевский» — это настоящее путешествие в Зарайск. Небольшой и почти неприметный городок, где даже железную дорогу забыли проложить, а значит, в целости и сохранности оказался и местный кремль, и портрет кисти Бакста и даже археологическая находка в виде фигурки бизона возрастом в 22 тыс. лет. Именно здесь, близ родовой усадьбы писателя Даровое, было решено провести фестиваль «Достоевски».
Обычно творчество этого писателя подталкивает читателя к экзистенциальному кризису. Однако организаторы фестиваля и его художественный руководитель Евгений Миронов пошли по иному пути. Главная идея фестиваля: показать другого Достоевского. Юного и жизнерадостного, наслаждающегося природой и читающего роман «Айвенго».
Создатели фестиваля предлагают пройтись по местам, где формировалась личность Достоевского как писателя, по местам, на которые он не раз ссылался в своих произведениях и куда мечтал вернуться почти всю свою жизнь.
Дорога в детство и обратно
На два дня весь город стал одной большой театральной площадкой. Прогуливаясь по улицам, можно было встретить трёхметровых писателей-марионеток, пройти кастинг фильма в стране Картонии или случайно попасть на уличный спектакль «Эскизов в пространстве». Но, помимо привезенных развлечений, были ещё и созданные специально для этого фестиваля спектакли. К слову, подобная практика — новый тренд. И если раньше такая форма была исключением из правил, то теперь перфомансы, аудиоспектакли, спектакли-променады или полноценные постановки создаются под конкретное пространство и событие.
По периметру Водонапорной башни, возвышающейся над двухэтажными домами Зарайска, специально для фестиваля была создана звуковая инсталляция, где в основе партитур лежали звуки, описанные в сочинениях Достоевского. А режиссёр Александр Шумилин написал и озвучил аудиоспектакль «Поле»: зрителям предлагалось совершить настоящее путешествие в прошлое, пройтись по территории Дарового, спуститься к пруду, и посидеть возле старой липы которая, судя по виду, помнит самого Фёдора Михайловича. Ещё одним аудиоспектаклем, который останется «жить» в музее Зарайского кремля и после окончания фестиваля, стал «Маленький герой» режиссёра Талгата Баталова по рассказу Достоевского.
«Мы вместе с главным героем гуляем внутри кремля и погружаемся в его последнее лето. В детство, которое символизирует крепость. Вместе с героем мы взрослеем, путешествуем по стене, внутри кремля, заходим в Никольский собор. А потом герой вместе со слушателями выходит за пределы, в большой мир. И детство заканчивается», — поделился создатель аудиоспектакля.
Во главе угла
Несмотря на обилие театральных форм — от рэп-спектакля «Преступление и наказание» до спектакля-сторителлинга по «Айвенго» (оказывается, именно эта история вдохновляла юного Достоевского) — центральным событием фестиваля стала премьера спектакля «Бедные люди» с Евгением Мироновым и Юлией Хлыниной.
На главной площади внутри кремля расположилась открытая сцена, где сыграли спектакль по первому и самому светлому (а преданным читателям Достоевского есть, с чем сравнить) сентиментальному роману Фёдора Михайловича. Лирическую историю в письмах сопровождала музыка Чайковского, сыгранная вживую ансамблем «Солисты Москвы» под руководством дирижёра Юрия Башмета.
Достоевский vs Толстой
Зачем ехать на спектакль в лес, если можно посмотреть его в городе? Ответ прост — это настоящее литературно-театральное путешествие. Подобные фестивали становятся эпицентром культурной жизни, пусть и всего на несколько дней. Помимо театра там обычно проходят лекции, мастер-классы, гастрономические и книжные ярмарки.
Однако каждый такой фестиваль самобытен и имеет свои особенности. К примеру, если территория фестиваля «Толстой» ограничена Ясной Поляной, то «Достоевский» захватил целый город, превратив его улочки и двухэтажные домики в арт-объекты. Подход к театру тоже разный — организаторы «Толстого» за несколько лет существования фестиваля успели построить посреди леса и поля сцены Большого, Театра им. Вахтангова и Александринки, а в рамках фестиваля «Достоевский» создали свой уникальный спектакль, который больше не повторится.