Найти в Дзене

Царствие Божие внутри нас

Царствие Божие внутри нас

Вот спросят меня – да что нам Религия? И вообще, что же Вы все, про Бога да про Бога. Пусть про Бога говорят в церквях, а зачем на Дзене-то. Легко скажу народными словами: потому что «без Бога нам никак нельзя».

Философ Франсис Бэкон замечал: «Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну». И наш народ при всех способствующих тому обстоятельствах в бездну не ухнул, потому что вера в нем никогда не прекращалась. Даже в самые что ни на есть кромешно советские времена было принято считать, что Бога, конечно вроде как бы и нет, но «что-то такое» безусловно есть. И – сохраняя внешний государственный атеизм – все верили во что-то такое. И вера эта спокойно перенесла и период отрицания церковности, и период борьбы, и даже период массового воцерковления 90-х годов, когда все имеющие власть разных степеней криминальности, отталкивая друг друга, занимали лучшие места перед алтарем. Все вынесли, потому что важнее Бога ничего нет.

-2

В Евангелии сказано: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17, 20-21).

Царствие Божие внутри нас. Собственно, о том же самом в один голос говорят все великие философии мира. Индийская философия Адвайты (Недвойственности) прямо учит, что существует единый Абсолютный Господь (Брахман), и Он же находится в сердце каждого живого существа (в этом случае Его называют Атман). И Они полностью идентичны. В Чандогхья-Упанишаде сказано: «То, что тончайшая суть – душа всего мира. Это – Реальность. Это подлинное «я» – Атман. Это – ты и есть».

-3

О том же говорится и в Катха-Упанишаде, и в Бхагават Гите; на этом стоит вся философия индуизма. Примерно так же описывают духовный мир и сикхи: они знают, что есть абсолютный Господь, имя которого никому не может быть известно, и у Него есть два аспекта – Ниргун (Абсолютный) и Саргун (находящийся в человеке).

Перейдём к суфиям. Замечательный учитель Хазрат Инаят Хан называл Суфизм «религией сердца, учением, главное в котором – найти Бога в сердце человечества». Величайший принцип суфиев – это «Ишк Алла, Мабуд Алла» – «Бог это любовь, любящий и возлюбленный». То же говорил и апостол Иоанн – «Бог есть любовь».

Японская религия Шинто тоже называет себя «религией сердца»: а слово Ками значит одновременно Бог, и человеческая душа. В «Тайной Устной Традиции Книги Божественной Эпохи, «Масамичи Имбе», сказано: «Равнина Высшего Рая – это не какое-то место, находящееся там или здесь, это, скорее, чистое состояние. В терминах человеческого тела, это состояние в груди человека».

Примерно о том же говорится и у буддистов. Среди людей, плохо знакомых с этим учением, принято считать, что «буддисты верят в пустоту», и им все равно; ничего не может быть дальше от истины.

-4

Объясняя саму суть философии буддизма, один из главнейших учителей XX века, Ургьен Тулку Ринпоче, подчеркивал что Махашуньята, «великая пустота» – это то, что христиане называют Богом-Отцом; а практики наподобие Дзогчена или Махамудры открывают сознанию человека его истинное состояние, то, что принято называть «природой ума» – и это состояние и есть природа Будды или Махашуньята. Куда ни кинь – царствие Божие внутри нас.

А вот как объяснял ещё один выдающийся духовный учитель по имени Мехер Баба. «Продвигаясь в понимании, человек приходит к истинному восприятию реального значения жизни, как оно есть. С чистым и спокойным видением реальной природы и ценности жизни он осознает, что Бог, которого он так отчаянно искал – не посторонняя и не скрытая или чуждая сущность. Он есть сама Реальность, а не гипотеза. Он есть реальность, видимая незамутненным глазом – та самая Реальность, частью которой он сам является, в которой он всецело существует и с которой он, на самом деле, тождественен. Так, хотя он начал поиск чего-то абсолютно нового, в действительности он пришёл к новому пониманию древнейшей вещи».

-5

Вернемся к нашей религии. В книге «О Рабстве и Свободе Человека» замечательный православный философ Николай Бердяев пишет: «в результате долгого духовного и умственного пути я с особенной остротой осознал, что всякая человеческая личность, личность последнего из людей, несущая в себе образ высшего бытия … имеет право не только на жизнь, но и на обладание универсальным содержанием жизни. Это евангельская истина. Универсальное находится не в идеальной сверхличной сфере, а в личности, принадлежащей к экзестенциальному миру. И личность неистребима. В ней находится весь космос. Человеческая личность есть потенциальное все: вся мировая история. Личность не есть часть и не может быть часть даже всего мира. Личность есть Все Бытие в индивидуально неповторимой форме».

Цель человеческой жизни – реализовать Бога в себе. Но что все-таки значит эта замечательная, но не совсем понятная фраза? Из того, что мы только что говорили, вытекает, что Бог и Царство Его находятся в нашем собственном сердце, и только суета наших мыслей не дает нам это осознать. Вот Шри Рамана Махарши, о котором мы недавно вспоминали, говорит так: «Может ли ум познать Господа, который посылает Свой свет уму и сияет внутри ума, иначе, нежели обращением ума вовнутрь и сосредоточением его на Господе? Когда ум, обращенный вовнутрь, вопрошает «Кто я?» и достигает сердца, « эго» пропадает. И в этот момент появляется истинное Я, которое хотя и проявляется как «Я», есть не «эго», но подлинное бытие: Чит-Сат-Ананда – бытие-осознание-блаженство».

А вот как о практическом исполнении такого сосредоточения говорит Симеон Новый Богослов: «Затвори дверь ума и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь – о чудо! – непрестанную радость».

Можно спросить – не странно ли, что на своём канале я рассказываю вам о философиях и религиях совсем других культур? По-моему – так нисколько. Я говорю об этом с одной целью – напомнить, что как бы мы, люди, ни различались, общего у нас всех все равно значительно больше, чем различий. А это значит, что и главный вопрос и основание человеческого бытия воспринимается мудрыми людьми всех культур одинаково. Как говорится: «Истина одна, но люди называют её по-разному».

Слова и образы могут сильно отличаться друг от друга, и так оно и должно быть: ужасно было бы, если бы все люди Земли были бы одинаковы; суть, тем не менее, одна и та же, просто каждая культура выражает её так, чтобы людьми этой культуры, со всеми присущими им особенностями, эта истина переживалась максимально ясно. И суть эта – выше любых слов и изначально находится в нашем сердце.

Я снова вспомню Бердяева: «Когда я связываю бессмертие человека с Христом, то я совсем не хочу сказать, что бессмертие существует лишь для тех, которые сознательно верят в Христа; все глубже – Христос существует и для тех, кто в него не верит».

Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов:

https://yoomoney.ru/to/4100118560835057