Все уже случилось😢. Здесь вкратце напишу, как было и что планируем дальше.
Решение приняли еще в мае, сразу после майских праздников. С тех пор думала как написать об этом здесь, и откладывала, пока все не сделали.
На закрытие ушло 2 месяца, и сейчас в конце июля мы уже без Москвы, и далее будем с "чистого" листа...
-
Тема сложная, писать ТРУДНО, надеюсь на ваше участие. И я знаю, что многие, кто меня читают, ждали подобной статьи. Чем же дело у нас кончилось...
И, да, я прекрасно помню, как многие мне писали: что надо закрывать, и поскорее. Вы были правы!
Однако. Все мы живем свою жизнь. И совершаем свои ошибки, получаем свои уроки.
Вкратце о Москве
Офис (представительство и склад) открыли в ней 2 года назад.
И сразу все пошло не по бизнес-плану. На признание - что это ошибка - у нас ушло почти 2 года.
Два года бились, вкалывали, старались, но... не получалось как надо (с доходом, прибылью). Один раз меняли место, был переезд в Москве. И много "слили" денег: на рекламу, продвижение, оборудование, товарные запасы.
Было много расходов на поиск персонала. Вообще были постоянно в этой стадии, потратили на публикацию вакансий и оплату кадровым агентствам суммарно ощутимые деньги. Недооценили сложность создания КОМАНДЫ в Москве. А у нас сложная профессиональная отрасль, несколько месяцев новые сотрудники входят в тему... В итоге муж оказался привязан к Москве постоянными командировками. Также потратили ощутимо на его проезды и проживание...
А для семьи муж можно сказать "совсем пропал", много недель и часто подряд он работал в Москве, дома бывал только выходные. И это был супер сложный режим! Ему постоянно ездить. И мне, выполняя одной все семейные дела...
Я даже не знаю, что случилось финальной точкой.
Это было решение мужа. И он его озвучил уже как факт начала выполнения (закрытия).
Хочу пояснить.
Муж в семейном бизнесе главный.
Это его дело жизни, уже 15 лет. Он глубоко знающий и опытный специалист в данной профессиональной сфере (строительство). Управленческие навыки, как выяснилось, недостаточные... На один офис в родном городе вполне хватает, а на два, распределенным образом, с быстрыми решениями и "дожатием", выходом из операционки в чистое управление... Мой муж прекрасный человек, с выдающимися профессиональными качествами, но не хватило умения делегировать, масштабировать... Это оказалось реально сложно.
Помешала также моя активная вовлеченность. У нас даже было "двухправие", когда я в стрессе вышла на управленческий уровень и помогала рулить. Не помогла в итоге. В моменте может и была польза, а на длинной дистанции дезориентировало.
Сейчас я занимаюсь своей конкретной частью работы, финансами и интернет-магазином, многое делаю "от и до ручками", вижу свои результаты, день проходит продуктивно и спокойно, мне нравится. Принятие управленческих решений, взятие рисков на себя - совсем не мое...
Поэтому, еще с прошлого лета я перестала лезть не в свой уровень.
А муж продолжал попытки спасти Москву. И что хватит: ему стало понятно только в этом мае.
Цена ошибки: большая
Ошибка с открытием Москвы обошлась нам в цену студии в Нижнем Новгороде, несколько миллионов рублей.
Мы планировали свою студию в НН продать, и купить студию в Москве, с ипотекой.
И знаете, лучше бы это сделали тогда сразу, 2 года назад. Я тогда в блоге писала, как мы ездили и смотрели варианты в продаже. У нас была одобрена ипотека на недостающую сумму (о, сейчас таких ставок нет...).
Не решились тогда! Сейчас понимаю, что зря.
Не решились, потому что хотелось в Москве увидеть "плюс" тройку месяцев подряд, а было - то есть, то нет... Решили подождать. А потом...
Потом уже стало не до этого. И деньги с продажи студии в НН постепенно ушли в компанию. Можно считать, что мы "инвестировали" в свою компанию, поддержали операционные потоки, хотя, реально "заливали" внешними деньгами операционный убыток...
Поэтому сразу пишу: свою компанию мы закрывать не планируем!
Сейчас с закрытием Москвы - в августе - должны показать безубыток. Потом надеюсь рост (потому что издержки сильно снизили, и работаем над ростом, есть предпосылки). И с ростом будем потихоньку забирать свои деньги себе назад...
Возвращаясь к той покупке студии в Москве, что тогда не решились. Надо было решаться. Сохранили бы свои деньги, ипотека была по выгодной ставке 9,5%, и раньше бы пришлось закрыть Москву, потому что нечем было бы подстраховываться... Зато выполнилась бы задача - иметь работающую инвестиционную недвижимость со своим потоком денег... С учетом инфляции - правы все, кто тогда рискнул (купил квартиры, брал кредиты и т.п.) Ну, надеюсь, мы еще все сделаем, но сначала, конечно, дождемся снижения ставки..
Какие же ошибки совершили, подведу итоги:
Не надо было открываться в кризисе.
Открывались в проблемное время с целью снизить уровень проблем. А реально не справились, потому что проблемы умножились. Была смена ассортимента, остановки отгрузок, двухкратный рост цен... Правильные действия в активном кризисе: сначала сжаться. А расширяться позже, когда уже понятны точки роста.
Не надо делать проекты развития на кредитные деньги.
Нам тогда Сбербанк предлагал большой выгодный кредит, и мы его взяли под Москву... Зря. "Отбитие" процентов по кредиту сразу ухудшило всю экономику. Кредит висит и сейчас, и без него мы давно были бы в безубытке. БАНКИ ВСЕГДА РАБОТАЮТ В СВОИХ ИНТЕРЕСАХ. И эти интересы расходятся! Поэтому все эти расчеты "кредитного потенциала", выгодные предложения, что все бизнесы так делают - это все надо воспринимать КРИТИЧНО.
Неверно посчитали бизнес-план и переоценили собственные силы.
Бизнес-план оказался не особо реалистичным. Не реализовалась идея, в него заложенная. И переоценили собственные возможности (про это писала выше). И это был первый НЕУСПЕХ - и мой, и мужа. Лучше бы неудачи были ранее. До этого все у нас получалось. Долго не верили, что не получается...
Долго не признавали ошибку.
Об этом все уже написала. УРОК СЕРЬЕЗНЫЙ. И нам еще это все осознать и пережить. Потому что съели всю финансовую подушку (что была в компании), потратили личные деньги от продажи студии... Это все можно вернуть, когда будет прибыль в компании. И сейчас это задача номер один.
Что дальше?
Как я уже написала, все расходы сейчас сведены к минимуму. В августе ожидаем безубыток. В сентябре сходим надеюсь, наконец, в отпуск. И с октября у мужа есть некоторые планы на развитие.
Территориально далее будем работать только из Нижнего Новгорода. Здесь у нас совсем недорогой в затратах офис и слаженный опытный коллектив.
Оборот по Москве у нас на уровне 30%, и сейчас всеми силами будем его сохранять, чтобы не упал (и пока получается). Запустили много акций на Москву, со Сдэком подписали фулфилмент, посмотрим, каков он будет в затратах (точно дешевле чем со своим складом, но насколько...)
Вот, как-то так. Все написала как есть.
Если у кого-то получается учиться на чужих ошибках, то может вам что-то подскажет наш опыт... У нас не получилось вырасти, мы - есть и будем - МИКРОБИЗНЕС, нам в нем комфортно, и мы в нем сильны...
Здесь на Дзене - надо ли писать дальше, что далее с нами, в нашем бизнесе? Если и буду, то нечастно... даже, наверное, стоит переименовать блог, убрать слово "бизнес" из названия (не знаю пока на что менять...)
И буду рада словам поддержки! Это был трудный опыт, последние 2 года...