Теперь мы признаем, что существует множество вещей, которые тренер должен учитывать, чтобы вести за собой команду, а не просто увеличивать талант своих игроков. Мы не рождаемся, зная их. Тренер создается с годами, "дымом от пушек сотни сражений". И это хорошая новость, потому что у всех нас есть возможность совершенствоваться, адаптироваться к изменениям, учиться на успехах и неудачах, развиваться как тренеры и постоянно повышать достоинство нашей профессии.
Наша работа выходит за рамки формата 20 x 40 и погружается в тонкости человеческого бытия. Мы работаем с людьми, которые чувствуют, которые переживают, и мы должны быть чувствительны к этому. Именно так мы очеловечиваем спорт.
Но кто не мечтал, управляя своей командой? Кто не верил в идеалы? Кто не имел убеждений? Кто не говорил своим игрокам, что нужно веселиться? Кто не чувствовал одиночества поражения? Кто не представлял, что его команда играет как "ангелы"? Если есть кто-то, поднимите руку.
"Управление командой - лично для меня одна из самых сложных вещей: управлять участием всех игроков и стараться выиграть игру.
Футзал - очень сложный и открытый вид спорта с различными моментами участия игроков в игре и различными моментами остановки и/или ожидания. Кроме того, участие игроков в игре не является однородным. Есть игроки, которые играют ведущую роль, а есть те, кто играет второстепенную роль. Тренеры должны иметь различные способы вмешательства в индивидуальную тактическую игру нашей команды с помощью действий в различных фазах матча.
Любопытно, что во время матча у нас, тренеров, очень мало возможностей влиять на игроков и их действия. Мы можем влиять на тактическое поведение игроков только во время перерывов, тайм-аутов или перестановок, а также с помощью случайных окриков. Именно поэтому мы, тренеры, обычно уделяем некоторое время перед игрой, чтобы дать игрокам всю необходимую для успеха информацию. Для этого мы используем индивидуальные беседы и командные собрания.
Я буду настаивать на том, что наиболее подходящими мероприятиями перед матчем являются индивидуальные, так как игрок в этой предварительной фазе будет иметь высокую степень мотивации и высокий уровень активации, и ему будет легче обратить внимание на предложения и указания тренера в личном плане. Выступления для всей группы должны быть последними. Тренер должен контролировать это время и вовремя вызывать своих игроков перед заключительными инструкциями.
Прежде чем продолжить, давайте вспомним, что тактические способности отдельного игрока, а вместе с ними и команды в целом, определяют "принятие решения" - этап между мысленным и практическим решением игровой ситуации и тесно связаны с такими психическими качествами, как сила решения, уверенность в себе, спокойствие, готовность идти на риск, самостоятельность, самоответственность и устойчивость к стрессу. Поэтому тренерам очень важно учитывать эти обстоятельства, давая тактические указания на уровне подготовки к матчу.
Основные тактические правила
- Вся информация, укрепляющая психологическую устойчивость игрока, является правильной!
- Вся информация и требования, которые делают игрока неуверенным в себе, должны быть удалены!
Следующие меры и информация оказывают положительное психологическое воздействие на игрока:
- Четкое распределение ролей и обязанностей (например, выполнение прямых свободных ударов, пенальти, угловых ударов поручается определенным игрокам до начала матча).
- Поручая игроку сложные задания, такие как длинные передачи, дальние удары по воротам, прямая игра или 1×1, игрок вынужден идти на определенный риск (т. е. игроку дается инструкция с указанием степени риска). Риск снижается путем заверения игрока в том, что его не будут критиковать или наказывать, если он потерпит неудачу. Это единственный способ добиться от игрока необходимой безопасности.
- Такая мера поддержки, а не критика в адрес игрока, которому приходится рисковать, поможет и другим игрокам взять на себя подобную ответственность.
- Выделяя индивидуальные сильные стороны и давая указания, как эффективно использовать их против каждого соперника, одновременно уменьшаются слабые стороны каждого игрока (например, игрок очень хорош в игре один на один, но при потере мяча он недостаточно быстро возвращается в оборону, в этом случае мы, как тренер, даем и требуем от игрока дополнительной задачи завершать каждый дриблинг ударом или передачей под удар товарищу по команде, находящемуся в наилучшей позиции).
Приведем также несколько негативных примеров, которые ни в коем случае нельзя рекомендовать:
- Требование играть быстро и сразу на максимальном уровне с самого начала - это слишком много для неподготовленного игрока и будет способствовать появлению чувства неуверенности.
- Требование зональной опеки, смена позиций и назначений во время матча или занятие непривычной игровой позиции будет тормозить игрока, если эти действия не были достаточно отработаны и натренированы заранее и если это происходит без учета уровня знаний и опыта игрока.
- Слишком большой объем одновременной информации сбивает игрока с толку, ограничивает его умственные возможности и тормозит его действия.
- Преувеличенные предупреждения о силе соперника подрывают уверенность в себе большинства игроков.
По мнению Сьюзан и Михали (2002), в моменты интенсивного активного участия игрок находится "в состоянии сознания, когда он полностью поглощен тем, что он делает, исключая все мысли и эмоции".
Когда игрок выполняет тактическое действие, он находится в момент активного участия. Поэтому обычно все игроки являются главными действующими лицами розыгрыша. Хотя большинство игроков активно участвуют в игре, протагонизм каждого из них не одинаков. Однако все игроки полностью поглощены спортивным действием. Это моменты интенсивной физической, тактической и технической активности.
Учитывая, что в эти моменты игроки очень сосредоточены, лучшее, что можно сделать, - это "дать им поиграть". Мы согласны с Хотцем (1999) в том, что в эти моменты, когда игроки выполняют свои технические действия, они не в состоянии выполнить указания тренера. Конечно, указания, которые делаются именно в этот момент, не воспринимаются героем игры
По мнению Бусеты (2004), если тренер попытается давать им указания в эти периоды, велика вероятность, что они помешают вниманию, которое необходимо игроку для выполнения своей игры. Поэтому, учитывая уровень осознанности и внимания, которые игроки проявляют в эти моменты активного участия, тренерам не рекомендуется вмешиваться.
Можно заметить, что есть тренеры, которые вмешиваются в эти фазы игры, побуждая игрока выполнить или исправить какое-то техническое действие (например, они говорят ему пасовать в определенном направлении или выйти из определенной зоны блокирования в тот самый момент, когда игрок его выполняет). Такие действия тренера не только неуместны, но и неэффективны и бесполезны.
Тем не менее, есть некоторые действия тренера, которые могут быть полезны в попытке стимулировать игрока в эти моменты интенсивного активного участия. По мнению Бусеты (2004), с молодыми игроками в периоды тренировок может быть полезно поощрять определенное поведение. Для этого тренер должен обучить игроков этим приказам на тренировках. Игроки должны определить, какие приказы хочет передать тренер. Тренер должен использовать короткое и сильное слово, чтобы отдать конкретный приказ: "жестко", "финт", "резать".
В футзале это состояние может возникнуть у тех игроков, которые не являются абсолютными действующими лицами игры (например, у игрока, который должен поддерживать удар или корректировать защитную позицию).
На тактическом уровне мы, тренеры, обычно имеем большое информационное преимущество перед игроками. С благими намерениями мы легко склонны "выливать" весь свой опыт на игроков. Часто мы не учитываем, что между знаниями и тактическими действиями существуют большие различия, а также не принимаем во внимание стрессовую ситуацию в соревновательном матче.
Конечно, если говорить о тактических рекомендациях, мы должны помнить о девизе: Чем меньше информации, тем лучше!
Игрок, который понимает логику футзала, овладевает этими 5 компонентами: пространство, пауза, угроза, тайминг и хитрость - Хесус Канделас
Поэтому вмешательство тренера может быть разным для разных игроков и в зависимости от тактической сложности, в которой они оказались. У неопытных команд и игроков, а также у молодых спортсменов часто возникают ситуации "рассеянности" и потери концентрации. Тренеры и сами игроки могут вмешаться, чтобы сфокусировать внимание и контролировать эти пробелы и рассеянность (например, не идти на поддержку нападающего или занимать слишком высокую позицию в обороне). Вмешательство тренера в этих случаях может быть настоятельно рекомендовано. Разумеется, эти вмешательства должны быть индивидуальными и персонализированными.
Обычно опытный тренер доносит информацию до игроков гораздо более тактично, учитывая каждую ситуацию и психологическое состояние футболистов. Именно некоторые молодые тренеры терпят неудачу из-за неумения правильно дозировать свои знания и передавать их на адаптированном для игроков языке, даже если они знают толк в тактике.
Есть одна особенность, которую мы собираемся выделить и которая обуславливает качество вмешательства тренеров, а также необходимость психологической подготовки самого тренера.
Вмешательство тренера может быть, и, как показывает опыт, очень сильно обусловлено результатом действия только что закончившегося розыгрыша. То есть в зависимости от того, положительным или отрицательным будет результат розыгрыша, вербальная и невербальная коммуникация тренера будет одинаковой. Результат игры определяет содержание и форму информации, которую мы собираемся передать. В целом, когда команда добивается положительного результата, тренеры, как правило, подкрепляют его аплодисментами, психологической поддержкой и коллективной похвалой.
Если результат не положительный, вербальное и невербальное подкрепление уменьшается, а информация и вмешательство, как правило, носят технико-тактический характер. Эти обстоятельства необходимо анализировать и работать над ними. Как тренеры, мы улучшим наши вмешательства в эти периоды, если будем уделять внимание и работать над своей личной психологической подготовкой. Деятельность спортивного психолога, работающего непосредственно с тренерами, всегда будет оптимизировать наши выступления.
Мы еще раз подчеркнем, что тренеры должны обладать высокой степенью эмоционального контроля. Помимо многих других возможностей, это позволит нам действовать адекватно в вербальном и невербальном общении.
Особое вмешательство тренеров в периоды интенсивной игры будет касаться игроков, которые не находятся на площадке. Эти игроки не участвуют в матче, но должны вести себя соответственно моменту игры. Тренер должен подсказать им, что они должны оставаться спокойными, но активными и вовлеченными в игру. Он должен настоять на том, чтобы они были готовы и знали, что в любой момент в эти периоды матча от них может потребоваться участие.
Психологическая подготовка и мотивация на второй тайм
Болельщик часто видит главную задачу тренера в перерыве в том, чтобы принять меры по мотивации игрока; СМИ укрепляют эту позицию. Если после неудачного первого тайма команды выходят из раздевалки изменившимися, в этом обвиняют так называемую "лекцию в раздевалке". Правда, массовая критика эффективна лишь в очень редких случаях. Даже те команды, которые, на взгляд поверхностного болельщика, играют без желания и стимула, делают это не из-за отсутствия желания - в этом случае не обойтись без резких слов, - а потому что чувствуют себя заторможенными и напряженными. Следовательно, им нужна иная "терапия", чем это представляется большинству зрителей.
Подготовка игроков ко второй половине игры имеет два аспекта:
- Пересмотрите или повторите тактические рекомендации; игроки должны получить четкие инструкции по поводу своей роли.
- Восстановить или усилить мотивацию; в этом отношении игроки должны предполагать среднюю вероятность успеха с учетом развития событий в первой половине игры и индивидуальной мотивации, а также напоминать им о привлекательности успеха.
В исследовании на тему "Как обращаться со спортивной командой в перерыве" Хан указывает на важность "приятной атмосферы" и ее последствия для мотивации игроков. Он интерпретирует знания психологии рекламы и устанавливает своеобразную зависимость между типом и содержанием информации, которая должна быть предоставлена в перерыве. Согласно ей, "самая важная информация дается или повторяется в конце". Таким образом, встреча в перерыве не должна превращаться в неконтролируемую речь, касающуюся всех "если" и "если-бы". В хорошо структурированном виде следует давать "краткие консультации, четкие инструкции, подкрепления, подтверждения, повторения или перестройки тактических концепций". "Лаконичные приказы и диспозиции повышают эффективность".
Крайне важны знания в области психологии обучения, которые показывают, что инструкции, сфокусированные на ошибках ("Почему ты не...!"), не оказывают положительного влияния на поведение во второй половине матча. Игрокам нужны инструкции, сфокусированные на задаче; и если критика необходима, она должна напрямую сочетаться с инструкциями и советами. Критика должна быть очень экономной; она должна применяться скорее как мотивация для последующего поведения, чем как простая ретроспектива предыдущего поведения на предмет того, было ли оно правильным или нет.
Хан группирует возможные меры по мотивации команды в перерыве по четырем аспектам:
- Команда побеждает.
- Команда проигрывает; конкретно: у команды есть шансы на победу; или команда, вероятно, проиграет.
"Во время матча мы видим то, что знаем, а не то, что происходит" (Хуан Мануэль Лильо).
Порядок проведения перерывов (тайм-ауты и смены)
Вмешательство в периоды активного участия с меньшей интенсивностью должно подчеркивать, что именно в эти моменты тренеры должны принимать решения о возможных изменениях в составе игроков. Это вмешательство, как правило, тактическое, должно сопровождаться правильной интерпретацией непосредственно предшествующего периода интенсивного активного участия и сопровождаться последующей индивидуальной тактической информацией.
Как правило, в перерывах тренер должен представлять себя спокойным, но вовлеченным в игру. В любое время он должен доминировать и контролировать ситуацию и стремиться к прямому и точному общению. Тайм-ауты будут возникать или запрашиваться в моменты повышенной активности и даже соревновательной тревоги. Тренер должен обладать высокой степенью эмоционального контроля, чтобы уметь управлять состоянием тревоги своих игроков.
С помощью тайм-аутов можно вносить тактические изменения по усмотрению тренера. Могут быть различия в степени активации, когда тайм-ауты запрашиваются тренером соперника и когда их запрашивает сам тренер.
Как правило, мы можем быть уверены, что нет двух одинаковых перерывов. Все перерывы имеют разные характеристики и требуют разных действий.
Игроки часто приходят на перерывы с чрезмерной активацией. В таком состоянии игроки часто не могут уделять должного внимания информации и вмешательству тренера. Балагер (1993) утверждает, что состояние чрезмерной активации приводит к отсутствию концентрации и поспешному поведению, когда необходимо принимать решения.
Поэтому очень важно подготовить порядок действий на время паузы и неизменно повторять его. Помните о том, что нужно делать, когда все идет хорошо, и какие альтернативы есть, когда все идет не так.
В эти секунды тайм-аута игроки должны использовать их для улучшения своего психологического состояния.
В качестве общего правила следует придерживаться следующих рекомендаций. Игроки должны быстро приходить на скамейку запасных и использовать это время с максимальной пользой. Прежде всего, они должны постараться выпить достаточное количество воды и подготовить свое место в раздевалке. Хорошим вариантом будет сесть и несколько секунд отдохнуть и расслабиться. Пусть говорит только один человек, и делает это не торопясь, полными и четкими предложениями (говорите то, что хотите сказать). Отвлеките внимание от последних негативных действий. Усильте лучшие предыдущие шаги, решения и действия. Выделите приоритетные действия после возвращения на площадку. Тренер должен сосредоточиться на конкретных действиях, которые он хочет, чтобы сделал каждый игрок.
Следует предусмотреть, что перерыв может быть разным в зависимости от того, требует ли его тот или иной тренер или это технический тайм-аут. Если во время тайм-аута все идет по плану и значительно лучше, то необходимо подтвердить реализуемую стратегию игры, одновременно передавая идеи и чувства самоутверждения и уверенности. И наоборот, если во время перерыва дела идут плохо, решите, не пора ли внести изменения или предложить личные альтернативы и отрепетированные розыгрыши.
(с) Хесус Канделас