Найти в Дзене

«Пару походов в год – и мне хочется свернуть горы»: Артем Внуков

Ассистент кафедры истории и археологии Артем Внуков исследует кочевое племя гуннов, его влияние на другие племена и развитие будущих мировых государств. В интервью для рубрики «Быть молодым ученым» Артем рассказал, как фильмы могут вдохновлять на исторические исследования, почему нужно идти за своей мечтой и какой силой обладают походы и экспедиции. В школе я был из тех людей, которых называют «колеблющиеся с профессиональным выбором». У меня постоянно менялись интересы и предпочтения, в том числе по профессиям. Если в 5-ом классе я хотел быть археологом, то уже в 6-ом я планировал стать адвокатом. После этого меня завело в палеонтологию. В конечном итоге я занялся информационными технологиями. Когда я был ребенком, мне нравилось все. Мне и сейчас нравится все. Например, я читаю статьи по медицине, продолжаю следить за новинками кинематографа. Одно из любимых занятий – смотреть документальные фильмы о том, как снималось кино. Это все началось с выхода «Властелина колец» Питера Джексон
Оглавление

Ассистент кафедры истории и археологии Артем Внуков исследует кочевое племя гуннов, его влияние на другие племена и развитие будущих мировых государств. В интервью для рубрики «Быть молодым ученым» Артем рассказал, как фильмы могут вдохновлять на исторические исследования, почему нужно идти за своей мечтой и какой силой обладают походы и экспедиции.

Начало пути

В школе я был из тех людей, которых называют «колеблющиеся с профессиональным выбором». У меня постоянно менялись интересы и предпочтения, в том числе по профессиям. Если в 5-ом классе я хотел быть археологом, то уже в 6-ом я планировал стать адвокатом. После этого меня завело в палеонтологию. В конечном итоге я занялся информационными технологиями.

Когда я был ребенком, мне нравилось все. Мне и сейчас нравится все. Например, я читаю статьи по медицине, продолжаю следить за новинками кинематографа. Одно из любимых занятий – смотреть документальные фильмы о том, как снималось кино. Это все началось с выхода «Властелина колец» Питера Джексона.

После окончания школы я подал документы на исторический факультет, но не прошел. Тогда позвонил другу и спросил, куда он поступил. Это было направление «Информационные технологии», специальность «Автоматизированные системы обработки информации и управления» в техникуме. И год до армии я учился там. Получил хорошее образование у опытных преподавателей. После армии вернулся, получил красный диплом и решил, что пойду на истфак – все-таки, мечта еще со школьных лет.

На территории учебного корпуса №1
На территории учебного корпуса №1

В работе мне больше нравится где-то ходить, поработать физически. В этом плане археология позволяет потрудиться, поменять деятельность, не только заниматься умственным трудом. А информационные технологии не нравятся – чтобы программировать, нужно много сидеть.

«Властелин колец» сыграл огромную роль в моей жизни. Сначала я познакомился с книгой «Хоббит» Джона Толкина. Потом мне подарили трилогию «Властелина колец», и она шла с трудом, но было очень интересно. Так совпало, что в начале 2000-х начали выходить фильмы Питера Джексона. Это настолько захватило, что я начал разбираться – что в фильме взяли из Толкина, что из германо-скандинавского эпоса, что из англо-саксонского. Сейчас, когда я занимаюсь археологией, понимаю, что Толкин собирал всю эту вселенную не просто так, а с использованием исторических источников.

Был забавный случай, связанный с моим увлечением. Где-то в 10 классе я начал играть на школьных утренниках Деда Мороза. Мне показалось, что как-то странно меня захватывают Кощей Бессмертный и Баба Яга. Поэтому на спектакле я решил сымпровизировать: встал как Гендальф и ударил Кощея Бессмертного посохом по голове. Мой учитель истории до конца жизни всегда вспоминал этот случай и очень смеялся.

Выступление на конференции «Тульская историческая весна»
Выступление на конференции «Тульская историческая весна»

Я не стал продолжать династию и отказался идти в Юридический полицейский колледж. Мне пророчили службу в полиции, как у отца. Но это не мое, я в этом отношении намного добрее, не совсем жесткий человек. Мама творческий человек – тоже играла в школе в театральном кружке, поступила в МХАТ, но учиться ей не разрешили родители.

Научная деятельность началась сразу же, с первого курса. Я сразу знал, что не хочу быть учителем истории. На 1-ом курсе Сергей Владимирович Ярцев вел предмет «Археология», так все и закрутилось. Я предложил ему для научной работы направление германо-скандинавской археологии, но он сказал: «Не получится. У нас экспедиция в Северном Причерноморье, в Крыму. Нужно писать об этом». Там по большей части античный памятник, но памятник очень интересный в плане этнических процессов. И я уверен, германцы там точно встречаются. Еще до меня были найдены артефакты, которые Виктор Геннадьевич Зубарев связал с черняховской культурой – а это и есть германцы.

О науке

Я исследую племя гуннов, которое в 376 году вторглось на территорию Северного Причерноморья, разбило королевство Германариха, относящееся к черняховской культуре, и почти на 80 лет стали господствовать в Европе. Гуннам приписывают уничижительный контекст в силу того, что их считают мародерами. И изучая это кочевое племя, я понимаю, что там было не только мародерство. Именно гунны способствовали консолидации различных племен, за счет которой возникли королевства-прародители современных государств: Франции, Германии и даже Древней Руси. Если рассматривать контекст и понимать, как кочевники взаимодействовали со всей земледельческой цивилизацией, мы сможем понять менталитет печенегов или половцев, как они смотрели на древнерусское государство, и как оно воспринимало их.

Экспонаты из Центра археологических исследований «Киммерия»
Экспонаты из Центра археологических исследований «Киммерия»

Каждое мое исследование складывается по алгоритму. Еще в техникуме меня научили действовать по определенной схеме. И для всех исследований я создаю алгоритм. Можно сказать, я работаю с переменными – это письменные источники. А тезисы – это формулы, которые мы либо опровергаем через анализ, либо подтверждаем, либо что-то добавляем. Этот подход сформировался за счет моего обучения программированию.

Бывали моменты, когда хотелось все бросить, и много, и часто. Авралы никто не отменял. Но я мотивирую себя. Не видел ни одну профессию, в которой не возникало бы трудностей. Все мы чего-то не знаем, совершаем ошибки, можем что-то не успеть. Но это не повод опускать руки и говорить: «Я устал, я ухожу». В этом плане я немного суеверный и могу идти на поводу у случая. Иногда подбрасывалась монетка, и это тоже влияло на решение. Но при этом я смотрю на то, что проблемы всегда возникают. Даже профессия дворника сложная, там тоже есть проблемы и нюансы.

Меня воодушевляет наш коллектив. Мы друг другу оказываем помощь, советуемся, разговариваем. К тому же, походы очень форматируют мозг. Достаточно сходить пару раз в год – после этого сразу хочется взяться за работу и свернуть горы.

Занятие в рамках проекта «Дни университета в школе»
Занятие в рамках проекта «Дни университета в школе»

Мой научный провал – это, например, когда я читаю свои статьи и думаю: «Неужели это я написал? Можно было бы и лучше подумать, что-то почитать». Иногда себя корю за то, что где-то не дочитал, недосмотрел. Если я вижу какой-то пробел, я стараюсь его закрыть. Но все мы неидеальны, и богами не являемся.

О статусе молодого ученого

Будучи молодым ученым, я помню, что гордость – это грех. Нужно просто делать свое дело, стремиться к чему-то. Есть генетическое и духовное бессмертие – я стараюсь успеть и там, и там. Хочу оставить после себя что-то, чтобы не я гордился собой, а мной гордились, например, мои внуки.

Со студентами на Белинской археологической экспедиции
Со студентами на Белинской археологической экспедиции

Моя цель – написать монографию по гуннам. Но есть еще охота написать книгу серии «Жизнь замечательных людей», биографию такого человека, о котором еще не писал. Конечно, защитить кандидатскую диссертацию – мой самый большой план. Еще 7-8 лет закладываю на защиту докторской.

Я считаю, что заинтересовать историей школьников легко. Сложнее удержать этот интерес. Он пропадает, когда возникают трудности. Но если помогать узнавать больше, то интерес проявится все сильнее. Я также считаю, что не надо напрягать сознание молодого поколения. Иногда родители любят уже в 5-ом классе отдать ребенка на английский, французский, немецкий языки, мол, гений родился. Но гением становятся только благодаря усердному труду и постоянной работе.

В качестве преподавателя я заряжаюсь от общения со студентами. Многие из них увлечены историей, а кто-то может даже дать преподавателю фору. Общение с такими студентами – это постоянное обучение и пополнение своих знаний. Моя миссия – сформировать умение искать информацию и критически мыслить. Если после моих занятий они заинтересуются каким-то определенным периодом и начнут его изучать, я буду считать, что миссия уже выполнена.

-7

Свободное время посвящаю совершенно разным вещам. Могу посмотреть кино или погулять. Прогулка должна обязательно быть 10-15 километров где-нибудь в лесу. Или написать научно-популярную статью в свой телеграм-канал. Например, в одном своем материале я рассказал, почему китайский фильм «Мулан» 2009 года намного лучше и исторически достовернее, чем версия от кинокомпании Walt Disney Pictures.

Пожелание молодым ученым – не терять самообладание и всегда интересоваться даже смежными дисциплинами. Пополнять свой запас знаний, чтобы найти ключ от двери, за которой находится желанная цель. И самое главное, чтобы это сопровождалось благополучием в семье, которая сможет мотивировать, поддерживать и не дает опускать руки. И в качестве шутки: главное – не спать!