Рубенс — художник, которого так и тянет отменить.Так и тянет сказать какую-нибудь гадость. Его слишком много.
Возмутительный классик
Рубенс, вроде как, должен быть уважаемым “мастером старого времени”, но ведь на него же нельзя смотреть спокойно.
Его слишком много для современного и скупого на глубокие эмоции человека, но, с другой стороны, Рубенс (aka ППР) настолько спокоен (если не сказать равнодушен), изображая совершенно неприемлемые с точки зрения нашего времени вещи, что его так и тянет отменить.
Мы почти не имеем возможности увидеть мир в оптике Рубенса, и не только из-за расстояния в несколько веков. В конце концов образ мира в голове Микеланджело или Рембрандта мы понимаем не сильно лучше, но проблема в том, что в отличие от них и других великих давних времен, Рубенса почти невозможно воспринимать не приняв, столь необычный для нас именно его и его времени взгляд на мир.
Не приняв и не согласившись, хотя бы на то время, что мы смотрим на его картины. Казалось бы, что можно этого и не делать и со словами “ну да великий” пройти мимо, как это прокатывает с другими.
Но ведь нет же, пройти не получается. Так и тянет сказать какую-нибудь гадость вроде “тетки с целлюлитом” или “сплошное насилие”.
Но, одновременно, любой хоть немного эстетически одаренный человек понимает, что Рубенс это удивительно красиво, но вот какой-то возмущающей красотой.
И ладно бы Питер Пауль был бы известен как странный гений, немного не в себе, который “так видит”. Но нет, это же Рубенс - человек редкого здравомыслия, первым в истории живописи организовавший почти фабричное изготовление шедевров еще за 3 века до Уорхолла.
И даже вот этот автопортрет 1620 года в 33 года, в возрасте Христа, в облике романтического героя, лет за 150 до романтизма, с очень спокойными и разумными глазами полностью меняющими все восприятие образа противоречит сам себе.
Особенно если учесть, что, возможно, что глаза - единственное, что написал на этом автопортрете сам Рубенс, доверив, по обычаю прочее, своим подмастерьям…ну какому-нибудь там Ван Дейку.
Но как раз глаза находятся в центре того переворота, который переживал Рубенс всю свою жизнь вместе со всей европейской культурой. Глаза и то, как, откуда и на что они смотрят.
Великий переворот
Видеть можно глазом, а созерцать только разумом.
В первом случае, мы смотрим изнутри, во втором обозреваем снаружи и за различиями между эти двумя позициями стоит представление о роли человека в мире. В буквальном смысле.
Латинское существительное positio - производное от глагола ponere - “класть, ставить” и означает, говоря по-русски, - “положение”. И вот в зависимости от какого наше положение в этой мире, таким мы его и видим.
В 1543 году Коперник рушит, определявшую до этого на протяжении веков наше понимание своего положения в мире, геоцентрическую модель, выкидывая землю и нас вместе с ней из центра мироздания. Он доказывает, что это земля вращается вокруг солнца, а не наоборот и земля вовсе не центр мироздания, существующего ради нее и живущего на ней человека.
А самое главное, возможно даже не это, а то как он, а вслед за ним и другие великие умы XVI-XVII вв. Галилей. Кеплер и др. делает это. Прежняя картина мира была основана на выводах разума истинность которых не подлежала сомнению. На этом сходились все мудрецы в течение 1500 лет: от Платона, Аристотеля и Конфуция и до средневековых схоластов.
Ошибка могла возникнуть из-за частных погрешностей в логике того или иного мыслителя, но не в самой позиции определявшейся тем, что правильно рассуждающий на основе опыта разум ошибаться не может. А правильно рассуждающий разум это - ум, абстрагировавшийся от всего чувственного, вынесший себя за скобки бытия, и созерцающий его извне и видящий за кажущейся хаотичностью явлений гармонию мирового порядка.
Коперник же опроверг вековые выводы созерцающего разума математическим расчетом, которые привели к тому, что человек оказался внутри мироздания, а вовсе не в его центре. Чистый разум оказался несовершенным, а его выводы требующими постоянной проверки.
Если мы видим мироздание не из его центра, а из какого-то его непонятно где находящегося уголка Вселенной, то наше созерцание не может быть полноценным, его возможности ограничены и все наши выводы должны проверяться.
В искусстве этот переворот в итоге за несколько веков привел к знаменитому “я так вижу” и к стремлению художников поместить (позиционировать) зрителя внутри своей головы и заставить его увидеть мир его глазами. В том числе и к этой “Звездной ночи” Ван Гога (1889) заставляющей нас увидеть и считать значимым то, что видит он из своего угла бытия.
Тот самый переворот, из-за которого нам бывает так трудно понять и воспринять Рубенса, не смирившегося с ним, но ставшим одним из первых его продуктов и лучше всех изобразившего его.
Этот текст - предисловие к большому разговору о великом перевороте сознания произошедшем на рубеже XVI-XVII вв. в рамках сериала “Это же- Рубенс!”, который я публикую в виде небольших заметок в телеграм-канале “Провокационная культурология”.
А финальная версия этих заметок будет уже публиковаться здесь, в виде больших статей.
Заходите в телеграм, подписывайтесь и следите за судьбой великого Питера Пауля Рубенса и судьбами всей европейской культуры на переломе XV-XVI веков, переломе сделавшим нас теми, кем мы стали теперь.
Итак, продолжение следует...
ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день