6 ноября 1930 года в Москве на Остаповском шоссе 32 был введён в эксплуатацию автосборочный завод, получивший наименование им.КИМ (коммунистический интернационал молодёжи). На заводе собирались легковые и грузовые автомобили из комплектующих деталей марки Форд. Была организована отвёрточная сборка 24000 автомобилей в год. На заводе работало менее 1000 человек. Завод был построен на окраина Москвы. Соседями завода были на Остаповском шоссе: ТЭЦ-8, Мыловар, Клейтук, а со стороны улицы Машиностроения ГПЗ 1. Производственный корпус нового автосборочного завода был спроектирован и построен по американским стандартам. Инженерный корпус, фабрика-кухня , клуб-столовая спроектировали известные архитекторы конструктивисты братья Веснины. В 1970 году некоторые изменения в архитектуру административного здания внёс архитектор Ю.А.Регентов. Жилые дома для автозаводцев начали строить в рабочем посёлке Текстильщики в середине 30-х годов прошлого века. В то время посёлок входил в состав Таганского района Москвы. Жилые дома автозаводцев представляли собой 2-х этажные здания с 3-х комнатными квартирами и печным отоплением для каждой комнаты квартиры. В каждой комнате квартиры жила одна семья, кухня общая, газа не было, один общий туалет. Спортивных сооружений не было, на всю округу был небольшой клуб строителей, где можно было посмотреть кино. На завод рабочие добирались на автобусе № 17, 43 по Остаповскому шоссе. Автобус мог стоять на переезде через Курское направление железной дороги (бензоколонка Грайвороново) по пол часа. С вводом в строй Волгоградского проспекта ситуация изменилась.
После окончания Великой Отечественной Войны в жизни завода многое изменилось. Из автосборочного завода он становится автомобильным заводом, на котором изготавливают двигатель, трансмиссию, организуется прессовое производство, сваривают и окрашивают кузов автомобиля. Завод получил новое наименование «Завод малолитражных автомобилей». К концу 60-х годов прошлого века производство автомобилей увеличилось в 4 раза по сравнению с первоначальными планами. Значительная часть автомобилей отправлялась на экспорт. Увеличилась трудоёмкость. Выросло количество работающих, в том числе конструкторов, технологов, слесарей сборщиков, станочников. Завод стал известным предприятием в промышленности Москвы. Строительство жилья для автозаводцев велось в Текстильщиках. В 1960- году Кузьминки вошли в состав Москвы. В этом районе стали так же строить дома для автозаводцев. В честь 800-летия столицы автомобили сошедшие с конвейера МЗМА получили название «МОСКВИЧ». Во всей округе не было спортивных сооружений. В 1961 году вышло постановление Президиума Всесоюзного совета добровольных спортивных обществ профсоюзов, в соответствии с которым коллективу физкультурников МЗМА было присвоено наименование «Спортивный клуб». Стали создаваться спортивные секции, футбольные команды принимали участие на первенство Москвы. Стадион станкостроителей , которым пользовались заводчане был далеко Остро встал вопрос о строительстве собственного стадиона. В советское время все социальные запросы работников завода решались руководством завода.
Деньги на развитие социалки выделяло Министерство автомобильной промышленности СССР. Это строительство жилья, детских садов, обеспечение досуга. Для активной деятельности спортивного клуба «Москвич» необходим был стадион, которым могли пользоваться автозаводцы, проживающие в Текстильщиках, Кузьминках, а также население новых районов Москвы. Стали искать подходящую площадку для строительства стадиона. Выбор пал на территорию, которую занимал совхоз им. Горького Люблинского района Московской области, вблизи усадебного дома возле пруда Садки на Люблинской улицы (прежнее название Остаповское шоссе). Усадебный дом многократно менял владельцев. Последним владельцем здания было правление совхоза. Деревянное здание обветшало и восстановлению не подлежало. Это подтвердила специально созданная комиссия. Совхоз им. Горького уже в составе Москвы занимался выращиванием капусты в низменной пойме Москва реки в районе Печатников и городской свалки, а на территории заброшенного парка рядом с прудом были парники. (Парники завод перенёс на Окскую улицу). В июле 1967 года вышло постановление Правительства СССР «О реконструкции МЗМА» с выпуском 200 тыс. автомобилей в год. Новые корпуса завода разместили на полях, где выращивалась капуста. Вновь построенные цеха АЗЛК вступили в строй 3 ноября 1971 года. Стадион на 10000 зрителей к этому времени уже был построен (в 1969 году) с земляными и железобетонными трибунами.
Спорт-клуб «Москвич» принимал участие в первенстве Москвы по футболу. АЗЛК выставляла если я не ошибаюсь пять футбольных команд в том числе две юношеские команды. В соревнованиях принимали участие цеховые команды на первенство завода. Ежегодно 9 мая на стадионе проходили в течение всего дня праздничные мероприятия: торжественное прохождение цеховых коллективов, парад ретро автомобилей из музея АЗЛК, показательные выступления детских коллективов. Выступали курсанты военных училищ. Трибуны стадиона были заполнены до отказа.
В Советском Союзе спорт был любительским. У меня в энергоцехе числись спортсмены конькобежцы- призёры в том числе олимпийских игр. Крупные промышленные предприятия такие, как например ЗиЛ, ГАЗ имели свои футбольные команды Торпедо, в Воскресенске «Химик», а в Челябинске «Трактор». Заводские команды выступали на первенство СССР. Генеральный директор АЗЛК В.П.Коломников загорелся идеей иметь свою команду по водному полу. Эта идея нашла поддержку среди заводчан. В то время в Москве не хватало бассейнов. Оставалось малое: необходимо было иметь свой плавательный бассейн, отвечающий всем требованиям игры и получить согласие Министерства автомобильной промышленности на финансирование, а Моссовета на отвод земли. Организационные и финансовые вопросы Коломников решал с присущей ему энергией. Архитектор Ю.А.Регентов, работавший в то время в проектном институте предложил проект здания: на первом этаже 50 метровый бассейн с 8 дорожками, волейбольные и баскетбольные площадки, на втором этаже легкоатлетический манеж. За плечами Ю.А.Регентова уже были построены по его проектам спортивные сооружения в Москве, в Воскресенске и других городах СССР. В.П.Коломников лично контролировал строительство спортивной арены. Каждую субботу в 10 часов утра он проводил совещание на стройке. Моё присутствие было обязательным. На совещании обсуждались вопросы, связанные с оказанием помощи в обеспечение строителей дефицитными материалами, выделение работников завода для помощи строителям, организация эксплуатации спортивного комплекса. В начале 70-х годов прошлого века спортивный комплекс был построен. Для обслуживания оборудования было создано в составе энергоцеха подразделение.
Команду ватерполистов пришлось создавать с нуля. В течение нескольких лет команда была создана. Тренером команды был заслуженный тренер Н.Малин. Ворота защищал Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР Евгений Шаронов. На протяжении всей своей спортивной карьере Евгений Шаронов был верен ватерпольной команде «Москвич». Он часто посещал завод.
Ватерпольная команда «Москвич» выступала в высшей лиги чемпионата СССР. В настоящее время Е.К.Шаронов является президентом федерации водного пола России. Идея строительства ледового дворца возникла у Генерального директора завода В.П.Коломникова после известных событий в 1968 году в Чехославакии. АЗЛК поддерживала дружеские связи с чешским автомобильным заводом. Коломников предложил организовывать соревнования хоккейных команд двух автозаводов. Необходимо было построить ледовую арену. Денег на строительство Министерство не выделило. Ю.А.Регентов, уже будучи главным архитектором завод, предложил проект ледовой арены с трибуной на 1000 человек. Прикинули стоимость сооружения. Осилим сказал В.П.Коломников попросим денежные средства у Спортлото, используем собственные источники. Спортлото пошло навстречу заводчанам и выделило деньги. Проект здания с ледовой ареной спроектировало проектное бюро главного архитектора под руководством заслуженного архитектора России Ю.А.Регентова, а всю энергетику конструкторское бюро главного энергетика. К строительству здания наряду с подрядными организациями привлекались строительное, транспортное и монтажное подразделения завода. Кураторами стройки были зам.начальника производства А.Н.Голутвин и зам.главного энергетик М.С.Бернер. Ледовый дворец был построен в середине 70 –х годов прошлого века. Хоккейная команда не была создана, а ледовую арену облюбовали фигуристы. Она стала тренировочной базой, родным домом для всех выдающихся фигуристов: Ирине Слуцкой, Илье Авербаху, Ирине Лобачёвой Людмиле Пахомовой и Александру Горшкову и многим другим. Для автозаводцев лёд был доступен на один-полтора часа. Под ледовой ареной Юрий Андреевич Регентов запроектировал большое пространство, назвав его звёздным небом. Этой площадкой тут же воспользовались любители биллиарда и попросили Коломникова передать им для организации биллиардного клуба. 22 биллиардных стола были изготовлены в экспериментальном цехе управления конструкторских и экспериментальных работ АЗЛК. Обслуживание энергетического оборудования, включая холодильные установки было поручено энергоцеху управления главного энергетика.
Еженедельно в 10 часов утра по понедельникам генеральный директор АЗЛК В.П.Коломников проводил совещание, на котором обсуждались социальные вопросы в том числе строительство жилья, детских садов, содержание спорткомплекса, дворца культуры и другие вопросы. На одном из таких совещаний во второй половине 80-х годов прошлого века Коломников поддержал предложение главного архитектора Ю.А.Регентова построить крытые теннисные корты на стадионе АЗЛК. Проект разработало бюро под руководством Юрия Андреевича Регентова. Корты были построены с привлечением заводского строительного подразделения.
В 60-х годах прошлого века в районах Текстильщики, Кузьминки, Печатники шло массовое жилищное строительство, в том числе и для работников автозавода. Театрально-концертного зала в этих районах не было, где бы можно было бы посмотреть спектакли, побывать на концерте известных артистов. Помещение клуба МЗМА (АЗЛК) на третьем этаже над столовой фабрики-кухни (Волгоградский проспект 32) использовалось для художественной самодеятельности и проведения собраний актива завода. Генеральный директор В.П.Коломников обратился в Минавтопром с просьбой о выделении денежных средств на строительства Дворца Культуры. Предложение завода было поддержано, необходимо было найти площадку для строительства, согласованную с Моссоветом. Летом 1973 года на собрание партийно-хозяйственного актива завода пригласили Председателя Моссовета В.Ф. Промыслова. Мероприятие проходило в клубе. Выступавшие на собрании автозаводцы просили Владимира Фёдоровича разрешить построить дворец культуры рядом со стадионом. Эту территорию в то время частично занимала стоянка большегрузных автомобилей МАЗ , КРАЗ, которые вывозили грунт при строительстве открытым способом перегона метро Текстильщики-Кузьминки. Моссовет согласился с предложением завода. В это время уже строился Дворец Культуры ГПЗ-1. В архитектуре ДК АЗЛК предложили использовать решения принятые при строительстве Дворца Культуры ГПЗ-!. Мебель, включая кресла для зрительного зала, решено было купить в Венгрии за счёт дополнительных поставок автомобилей в эту страну. Строительство Дворца осуществлял Главмоспромстрой. Многие не стандартные изделия, предложенные архитекторами, изготавливались на заводе, например люстры в фойе, квадры для облицовки потолка фасада и др. Колонны на первом этаже были облицованы простеньким мрамором, но на втором и третьем этажах колонны уже облицевали очень красивым мрамором, который остался от облицовки помещений, где отмечался 70-летний юбилей Л.И.Брежнева. Дворец культуры АЗЛК был введён в эксплуатацию накануне празднования 60-летия Октябрьской Революции. За два месяца до открытия дворца Люблинский райком партия потребовал построить доску почёта района
Во дворце культуры АЗЛК начали работать детские танцевальные коллективы. На сцене дворца выступали театры ЛЕНКОМ.ТАГАНКА и др., ведущие эстрадные артисты. Удобное расположение комплекса сделало его привлекательным не только для автозаводцев но и жителей Москвы не связанных с заводом.
Спортивные сооружения и дворец культуры находились на балансе завода. Обслуживание инженерного оборудования осуществлял энергоцех управления главного энергетика.
Автор - заслуженный энергетик Российской Федерации, главный энергетик производственного объединения «Москвич» М.С.Бернер.