- Ну что, поздравляю, вас ребята! – старый учитель оглядел смотревших на него выпускников. Десять лет он смотрел на эти глаза и видел, как они менялись. Блестевшие у всех от любопытства в первых классах, с годами они менялись и разнились. У одних появилось упрямство и проблески воли. У других равнодушие и отстранённость от мира. Третьи прятали свои глаза и мысли, прикрывая их ресницами. Четвёртые, наоборот, нагло выкатывались при общении со слабыми и становились маслеными перед сильным или старшим. Сейчас на него смотрел не класс, не объединённая в единое своим положением школьников группа единомышленников, а просто люди. Они сидели в одном классе, но были уже очень далеки друг от друга своими мыслями, характерами и видением мира в который они завтра входят уже не как дети, а как взрослые его члены. Видит Бог, он старался подготовить их к этому миру, отдавая все свои знания и свою душу им. Но, к сожалению, он не Бог. Учитель с трудом оторвал свой взгляд от глаз своих учеников.
- Бывших учеников, - подсказало ехидно сознание.
- Сегодня с вас сняли памперсы! – кашлянув, прищурился учитель, чтобы скрыть усмешку.
Класс напрягся, по рядам прошелестел недоумённый гул. Одни глаза засмеялись, в других мелькнула обида, третьих надменное пренебрежение. Но все, почему-то промолчали. Даже задира Семёнов открыв рот возразить, тут же закрыл его, получив тычок в бок от соседки.
- Да, да, - учитель покачал головой. – Завтра вы уже проснётесь не детьми, а взрослыми. И хотя мама, по инерции будет считать вас ещё ребёнком, не обольщайтесь. Для мамы вы будете ребёнком всегда. Но вы уже не ребёнок и теперь окружающие вас люди будут относиться к вам как к равным с соответствующими выводами и отношением. – Учитель помолчал.
- Десять лет, мы, учителя и ваши родители делали из вас человеков. Я не буду сегодня философствовать на тему, что такое человек, это мы делали десять лет. Сегодня, прощаясь, я вам скажу последнее, что я не говорил вам раньше. Другие не говорили это тоже.
Учитель прошелся вдоль парт. Глаза ребят теперь смотрели все на него. Даже красавица класса Смолянова оставила в покое свои ногти, которым уделяла времени больше чем урокам. Учитель остановился, глядя на эти глаза. И едва сдержал эмоции. На его лице ни дрогнул ни один мускул.
- О Боже, какие же они все разные! – поднялась в душе волна недоумения. – И какие они далёкие!
- Я, родился и вырос в другое время и в другой стране, - кашлянув, чтобы скрыть эмоции, начал говорить учитель. – Вы сегодня живёте в другой стране и при других законах, чем я жил в вашем возрасте. Мне было намного легче и проще. Вам сегодня тяжелее и сложнее. Тяжелее остаться человеком и сложнее прожить им свою жизнь. Вы спросите почему? – Учитель опять прошёлся вдоль парт, помолчав. Остановившись, нахмурил лоб.
- Вы намекаете, что мы живём при капитализме? – не выдержав спросил отличник Кирилов.
- Именно, - кивнул учитель. – Но не намекаю, а напоминаю. По понятиям нынешнего мира вы должны иметь бетонный лоб, чтобы пробивать толпу таких же как вы. Стальные локти, чтобы расшвыривать эту толпу по сторонам. И быстрые ноги, чтобы бежать впереди всех к горящей всегда впереди рекламе рая. – Учитель усмехнулся. – И при этом вы всегда должны быть довольными и улыбаясь, благодарить, что у вас есть такая возможность.
- Учитель, вы хотите нас запугать? – пискнула отчаянно отличница Васильева.
- Нет. Я хочу вас предупредить. Запомните три железных правила нынешней действительности.
Первое – НЕ ВЕРЬ!
Не верь красивой рекламе, обещающей что-то красивое здесь и сейчас. Тебя просто хотят цивилизованно ограбить, внушая, что живём один раз и нужно брать от жизни всё, что она предлагает. Живи сейчас - а придёт мол завтра, будем думать завтра!
Кредит – это долговая яма на всю жизнь. Берёшь чужие деньги – отдавать нужно свои! Да ещё с весомыми процентами. Сбежать нельзя, твои долги будет платить твоя родня. Яма!
Наркотики, алкоголь – это бег от реальности в сиреневый туман грёз и слёз. Тут нормального будущего нет от слова – совсем! Плюс, убиваешь мать!
Льстивые речи – способ поиметь тебя наглым способом. Берегись женщин – они никогда не говорят правды! Не залипай на их внешнюю (макияжную) “красоту”. Зри в душу!
Призывы к национальной гордости или религиозной исключительности, - способ сделать из тебя зверя, нетерпимого к соседу и готового вцепиться ему в горло, если у него другие взгляды на те же вещи жизни. В качестве примера посмотрите на наших соседей: Грузию, Украину и т. д.
Мы жили по закону: человек человеку – друг товарищ и брат. У капитализма другой закон: человек человеку – волк! Если у тебя самые грозные клыки и зашкаливает наглость, ты наверху и командуешь, то есть топчешь всех. Если нет, ты внизу и тобой пользуются, как хотят они, а не ты. В обоих случаях, главное, что ты теряешь, это звание - ЧЕЛОВЕК!
Поэтому, услышал, подумай, кто это говорит, кому выгода от того, что будет, если сделать, что говорят, и кем ты будешь, если последуешь за говорившим?! У тебя есть уникальный прибор – МОЗГ! Пользуйся им всегда и везде, прежде чем что-то сделать или за кем-то пойти. А поэтому,
не спеши принимать решения на эмоциях. Помни, качество и длинна твоей жизни зависит от того, куда и с кем ты идёшь! И кто с тобой рядом. Твой мозг должен быть всегда холодным!
Знай! Предают и продают, как правило самые близкие. Исключение – мать. Поэтому – никогда не открывай душу друзьям и даже родственникам. Одни воспользуются твоими слабостями, другие подставят или продадут при случае, используя их.
Вы скажите, а как же тогда жить, если никому не верить? – учитель видел, что в глазах, смотревших на него появилось удивление у одних, насмешка в других и снисходительность, что они давно уже это знают, третьих. Лишь у пары мелькнула озабоченность.
Как в таких условиях жить? – учитель, замолчав, прошёлся вдоль парт. Остановившись, улыбнулся. – Как в кинотеатре. Вы ж не бросаетесь на экран, желая спасти попавшего в беду киногероя? – класс недоумённо загудел. – И не пытаетесь остановить жулика, обманувшего только что старушку на ваших глазах. Но вы запоминаете способ, каким жулик обманул старушку или ошибку, какую совершил ваш любимый герой. И в будущем наверняка сами уже не попадётесь на эти уловки противника. Какой отсюда вывод? – прищурился учитель.
- Надо больше смотреть кино! – выкрикнул Семёнов. – Оно научит нас жизни!
- Почти правильно, - посмотрел на него учитель. – Ключевое слово в твоём предложении – научит!
В наше время мы стремились выполнять завет Ленина: учиться, учиться и учиться! Сегодня власть открещивается от него. Ей не нужны умные граждане.
- Учитель, вы предлагаете остаться на второй год? – засмеялся Семёнов. – Типа, мы ещё мало знаем?
- Учиться нужно всегда и постоянно, а не только в школе, - покачал головой учитель. – Учиться смотреть. Учиться видеть. Учиться думать и делать выводы из увиденного и услышанного. Учиться жить в обществе. Завтра вы придёте в новый коллектив. Вас будут изучать и проверять.
- На вшивость? – выкрикнул опять Семёнов.
- На прочность и уживчивость. То есть на характер и терпимость к другим.
- И что нам тогда делать? – спросила, сдвинув бровки Соловьёва.
- То, что я сказал раньше, - улыбнулся ей учитель, - УЧИТЬСЯ! и добавлю кое-что дальше.
Второе правило жизни – НЕ БОЙСЯ!
Учитель опять оглядел класс. И усмехнулся про себя. Заинтересованных глаз стало больше. Но снисходительные и равнодушные не исчезли всё равно.
Не бойся быть собой. Установи для себя основные принципы жизни и соблюдай их всегда при любых условиях. Принципиальных не любят, боятся, но уважают. Всегда и в любом коллективе. Их часто пытаются сломать, исправить, устранить, но если ты не отступишься, то выживешь. И тогда у тебя появится возможность заиметь рядом с собой таких же друзей. Но сумей их рассмотреть. Они могут маскироваться друзьями, используя твою стойкость в своих целях.
- Учитель быть белой вороной не каждому дано, - поморщился отличник Костин.
- Да, не каждому. Легче всего быть, как все, безликой, неодушевлённой биомассой. Тупо следовать курсом, который тебе укажут и подчинять свои интересы тому, кто над тобой. Белой вороной быть очень трудно, в стае чёрных. Тебя будут клевать свои и первым ловить охотники.
- А по-другому никак, учитель? Ну, чтобы не выделяться?
-Ты всё равно будешь выделяться, если ты белая ворона. Вопрос лишь в том, ЧЕМ? Изучайте историю своей страны ребята, - построжел лицом учитель. – В ней много примеров про белых ворон. История – лучший учитель будущего, не только для страны, но и для каждого из вас.
- Ну вы и загнули учитель! – взмахнул рукой Семенов. – История - учитель? Может математика? Сегодня всем надо вон уметь считать деньги и как их делать!
- Когда-нибудь ты поймёшь, что деньги, это не смысл жизни, а обычное средство достижения материальных средств для жизни, всего на всего, - усмехнулся учитель. – Те, кто это путает, сжигают свою жизнь впустую. Вдобавок, сжигают жизни ещё тех, кто оказывается рядом. Деньги счастья не дают, увы.
- А их количество только! – загоготал Семёнов. И подавившись смехом, смолк под суровым взглядом учителя. – Я что, я пошутил просто, - пробормотал он. – По телику вон говорят все об этом. Что чем больше денег, тем ты счастливей будешь жить.
- Деньги из телека Семёнов не сыпятся, - покачал головой учитель. – Их пустой головой не
заработаешь, признай это.
- Ну, можно вон украсть ещё, как наши олигархи!
- И ходить, оглядываться с охраной! – заржал второй классный шутник Тимур. – Вот счастье-то!
- Чтобы что-то заработать, нужно одно, - поднял руку учитель, успокаивая заспоривших забияк.
- Это голову! – он постучал себя по лбу. – И тут я повторюсь. Не бойтесь учиться. Всегда и у всех. Люди и события в нашу жизнь не приходят просто так. Это наши учителя. Проблема лишь в том, что одни хотят учиться, а другие или пропускают “учителей”, не обратив на них внимание. Или отворачиваются, считая, что они уже умные и учиться им не надо. Это ошибочное заблуждение. В школе вы получили лишь тысячную каплю тех знаний, что вам нужны для нормальной жизни. Мы, учителя, если сказать образно, научили вас лишь читать. А что читать, вы уже дальше выбираете сами. По своему характеру и наклонностям.
- Вы хотите сказать, учитель, что если я люблю детективы, то стану бандитом? – нахмурился Соломин.
- Или ментом! – заржал Семёнов. – Во прикол-то!
- Я этого не говорил, - улыбнулся учитель. – Я дал вам подсказку, что выбирать для чтения. А кем стать, выбор ваш. И зависит он, действительно от того, какие знания уже есть в вашей голове.
В классе повисла тишина. Некоторые стали перешёптываться. Учитель внимательно смотрел на выражения глаз ребят. Заинтересованных стало больше.
- И третий закон – НЕ ПРОСИ!
Не проси себе поблажек в деле, не вымогай жалость, особенно у близких. Единственный человек в мире ваша мать, всегда вас пожалеет кем бы вы не были и не стали. У неё единственной вы можете поплакаться в минуты отчаяния и кажущейся вам безысходности. Она всегда поддержит вас и отдаст вам последнее. Не злоупотребляйте только этим. Это подло. Все остальные используют вашу слабость против вас же.
Не проси денег у друга или брата. Потеряешь и друга, брата и деньги. Проси совета, подсказки.
Не проси снисхождения или послабления у начальника. Он или будет вытирать о тебя ноги, а потом продаст, подставив, потому что ты станешь ему обязан.
Не проси любви у женщины. Женщины не любят слабых и просящих. Они любят завоевателей. Но не трать время и силы на завоевание ледяных принцесс. Для жизни ищи Алёнушку.
Не проси своих детей быть хорошими, покажи им пример в этом сам.
Не проси у Бога помощи. У него нет других рук помочь тебе, кроме твоих.
Строй планы и рассчитывай только на себя! Обязательно строй план. Выполнил один, намечай другой. Жизнь – это извилистая дорога. И идти по ней нужно от одного верстового столба к другому. Не пытайся обмануть жизнь, свернув с её дороги, якобы так ближе. Не обманешь!
- Замолчав, учитель прошёлся вдоль парт и оглядел притихший класс.
- Всё-таки я не зря завёл этот разговор, - отметил он с удовлетворением, глядя на глаза ребят. Лишь трое продолжали смотреть снисходительно, остальные были задумчивы, с внутренним погружением. – Они задумаются, я верю. – Улыбнулся про себя устало учитель. – Я надеюсь!
- Вот и всё, что я хотел вам сказать на прощание ребята, - развёл руки, улыбнувшись учитель.
- Смело идите в жизнь. Она вас ждёт и примет.
- А памперсы учитель куда деть? – попытался сострить Семёнов. Но его почему-то никто уже не поддержал. Ребята сидели притихшие и задумчивые.
Попрощавшись, учитель первым покинул класс. Приостановившись за дверью, он прислушался. В классе стояла тишина.