Найти в Дзене
Путь Открытий

Лисы и цапли. Наблюдения в мегаполисе

Приятно вспомнить недавнюю экскурсию в Царицыно. Как и неделю назад, берег Нижнего Царицынского пруда снова нас порадовал. Над водой парили чайки и стремительно проносились острокрылые речные крачки. Из прибрежных зарослей рогоза выплывали, покачивая головой, камышница и лысуха. А на водной глади подросшие птенцы чомг выпрашивали у родителей еду. Их писк чередовался с кваканьем лягушек и криками чаек. Мы двигались к густым тростниковым зарослям (плавням) у северной оконечности пруда, где и планировалось закончить маршрут. Наблюдая за птицами и обсуждая проблемы их выживания в городе, мы обошли пруд с севера и, перейдя по мостику речку Чертановку, поднялись на пригорок с видом на плавни, где заросли тростника граничили с илистым мелководьем. И здесь наши знания о птичьем о птичьем населении Царицинских прудов стали шире. У тростников по цевку в воде стояли и прохаживались серые цапли (Ardea cinerea). Получить хорошие снимки не удалось – слишком далеко. Но в бинокль вполне можно разгляде

Приятно вспомнить недавнюю экскурсию в Царицыно. Как и неделю назад, берег Нижнего Царицынского пруда снова нас порадовал. Над водой парили чайки и стремительно проносились острокрылые речные крачки. Из прибрежных зарослей рогоза выплывали, покачивая головой, камышница и лысуха. А на водной глади подросшие птенцы чомг выпрашивали у родителей еду. Их писк чередовался с кваканьем лягушек и криками чаек. Мы двигались к густым тростниковым зарослям (плавням) у северной оконечности пруда, где и планировалось закончить маршрут.

Фото С. Хрибара. Парк Царицыно
Фото С. Хрибара. Парк Царицыно

Наблюдая за птицами и обсуждая проблемы их выживания в городе, мы обошли пруд с севера и, перейдя по мостику речку Чертановку, поднялись на пригорок с видом на плавни, где заросли тростника граничили с илистым мелководьем. И здесь наши знания о птичьем о птичьем населении Царицинских прудов стали шире. У тростников по цевку в воде стояли и прохаживались серые цапли (Ardea cinerea). Получить хорошие снимки не удалось – слишком далеко. Но в бинокль вполне можно разглядеть их облика и даже пронаблюдать за процессом охоты: наклонив голову, цапля не спеша двигается вдоль берега, затем резкое движение вниз – и в клюве блестит рыбёшка. Мы насчитали целых шесть цапель. Не исключено, что в тростниках скрывались ещё. Не совсем ясно, прилетели они сюда кормиться издалека или где-то поблизости есть гнёзда. Вообще, серая цапля распространена широко и во многих местах весьма многочисленна. Но в Москве она редка. В Красной книге города Москвы серой цапле присвоена 0 категория – прекративший гнездится вид, а на недавно присоединённых территориях – 3 категория (уязвимый вид). Но по сообщениям многих очевидцев, серых цапель видели здесь не раз. Похоже, пугливая и независимая обитательница диких болот в Москву возвращается.

Фото С. Хрибара. Серая цапля
Фото С. Хрибара. Серая цапля

Но на этом приятные сюрпризы не закончились. От разглядывания цапель меня отвлёк возглас одного из экскурсантов: «Лисы!». Обернувшись, я увидел двух лис не спеша, семенивших по краям дорожки. Между ними проехал велосипедист, но они продолжали двигаться дальше, заигрывая друг с другом. Я пошёл за ними, и вскоре застал их на лужайке. Одна из лис подпустила меня на несколько шагов, но тут же скрылась в ближайших кустах. Другая осталась лежать на открытом месте. Я не спеша приближался, периодически останавливаясь и делая снимки. Наконец между нами было не более 8-10 м. Она встала отбежала на несколько метров дальше и снова легла. Я снова приблизился, она снова отбежала и легла. Сделав достаточно снимков, я вышел из игры и вернулся к группе. Меня уже заждались. Но с моих слов другие участники нашего похода сходили к лисе и запечатлели увиденное.

Фото С. Хрибара. Лисица в парке Царицыно
Фото С. Хрибара. Лисица в парке Царицыно

День явно удался! Надо заметить, что лису в Царицыно встречали не раз. Встреченные нами лисы производили впечатление молодых. Возможно царицынские лисицы благополучно продолжают свой род, а жизнь в мегаполисе приучает их не бояться человека.

Таковы процессы урбанизации и синантропизации: многие дикие животные постепенно осваиваются в городской среде и уже меньше боятся человека. Так, подмосковные белки от нас убегают, а белки городских парков берут угощение из рук. Не боятся человека московские синицы, утки и даже бобры, которые в не столь обжитых местах от людей прячутся. Кто знает, может быть через сколько-то лет появятся в столице полуручные цапли и лисы.

Автор - Сергей Хрибар, Зоологический музей МГУ