Найти тему

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Оглавление

Многие родители думают, что подсчет скорости чтения — такая блажь учителей, и что таким образом они лишь вгоняют бедных первоклашек в ненужный стресс. На самом деле скорость чтения — важный показатель, который четко демонстрирует, насколько быстро ребенок способен осваивать новую информацию. Очевидно, что малыш, который читает медленно, будет отставать от своих более «скоростных» одноклассников. При этом важна не только скорость как таковая, но и осмысленность чтения. Просто пробегать глазами строчки, проговаривая их при этом, мало — важно еще усваивать информацию, понимать смысл прочитанного текста.

Подготовку к беглому чтению нужно начинать заранее — до того, как ребенок пойдет в школу. О том, какой должна быть техника чтения в начальной школе, как ее оценить у малыша самостоятельно, а также практические рекомендации по ее улучшению — в нашей статье.

Скорость чтения в первом классе

Вопрос «сколько первоклассник должен читать в минуту слов?» далеко не бессмысленный: любой ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо успевал в школе. Именно поэтому многие родители интересуются нормативными значениями по технике чтения. Однако согласно современным стандартам образования в нашей стране, единых цифр по скорости чтения первоклассников не существует: в наши дни образование в первую очередь обращает внимание на качество чтения, скорость является вторичной. Поэтому в каждом учебном заведении свой внутренний норматив, который можно узнать перед поступлением в школу.

Тем не менее существуют усредненные нормы, на которые можно ориентироваться при самостоятельной подготовке малыша:

  • в начале обучения в 1-м классе ребенок уже должен уметь читать, скорость чтения при этом должна быть не меньше 10 слов в минуту;
  • к концу первого полугодия 1-го класса ребенок должен читать со скоростью как минимум 20 слов в минуту;
  • к концу третьей четверти 1-го класса скорость чтения должна составлять от 35 слов в минуту;
  • к концу 1-го класса скорость чтения должна быть минимум 40 слов в минуту.

Нормативы техники чтения в младших классах (2–4)

Внимание учителей к технике чтения не ослабевает на протяжении всего периода обучения ребенка в начальной школе, и это обосновано: именно в это время ребенок совершенствует навыки чтения, и по их уровню можно составить представление о перспективах успеваемости в целом. Как и в первом классе, единых для всех учебных заведений нормативов нет, в каждой школе они свои, но есть усредненные параметры, на которые могут ориентироваться родители:

  • во 2-м классе скорость чтения должна быть не менее 50 слов в минуту;
  • к окончанию 3-го класса ребенок должен читать со скоростью минимум 75 слов в минуту;
  • к концу 4-го класса скорость чтения должна составлять 95 и более слов в минуту.

Другие критерии оценки техники чтения

В современной школе принято учитывать при оценке техники чтения не только скорость, но и другие параметры. К важнейшим параметрам чтения относятся:

  • выразительность чтения — правильная расстановка ударений в словах, логические паузы в нужных местах текста;
  • наличие ошибок в произнесении слов — замена сложных для произнесения звуков более простыми (например, «р» на «л»), упрощение сложных слов, искажение слов;
  • особенности чтения — чтение слов по буквам, слогам или полностью;
  • осознанность чтения — понимание прочитанного текста, анализ действий персонажей.