На тему нравственности написаны горы литературы. Понятие нравственности изменялось с развитием человечества. Принято считать, что нравственность – это набор правил общественного поведения. Однако, вполне очевидно, что с развитием человечества менялись эти правила общественного поведения, а значит и нормы нравственности. Например, педофилия, преследуемая сейчас по закону, была широко распространена во времена древней Греции и Рима. И гомосексуализм среди знати древней Эллады и древнего Рима был повсеместно распространенным явлением.
С момента появления человека на Земле он понял, что сыт «не единым хлебом». Он понял, что кроме материального, его окружающего, существует ещё что – то.
Это «что – то» назовут потом голосом совести. В попытках примирить свою совесть с окружающим миром человек стал обращаться к божествам, причем обожествлял он то, что видел, в основном явления природы – молнию, грозу, потоп, засуху и прочее.
Но в тисках язычества человек не мог удовлетворить свою тягу к Вышнему. Понадобились тысячелетия, чтобы человечеству было дано Высшее Откровение. Во времена высшего расцвета язычества – древней Греции и древнего Рима тоже существовала нравственность. Что включает в себя это понятие? Трактовки были разными – от признания норм поведения обществом в древние времена до утверждения марксистов, что нравственность должна подчиняться интересам правящего класса.
Казалось бы, постулаты нравственности во все времена должны быть постоянными, непреходящими. Но это не так. Например, в языческие времена общепринятыми нормами поведения считались такие, которые тысячелетия спустя оказались вопиющими нарушениями общественной морали. Так, например, во времена Древней Эллады и древнего Рима не считалось зазорным иметь гаремы и не только из женщин, но и из мальчиков.
Так что же такое мораль и нравственность? Только ли в человеке надо искать их корни? Если исходить из этого, то мы обнаружим интересную вещь – в попытках соблюсти принципы нравственности, исходящие из человека, великие мира сего впадали в человеконенавистничество. Очевидно, что принципы нравственности должны быть определены и дарованы человеку свыше. Так и случилось две тысячи лет тому назад в Божественном Откровении, в Евангелии – человечеству были даны критерии нравственности. Только их соблюдение дает человеку истинное понимание – что такое хорошо и что такое плохо. Отступление от этих норм, какими бы красивыми лозунгами они не прикрывались, ведет человека (и человечество) к страшным преступлениям.
За последние годы я пришел к твердому убеждению, что законы нравственности могут быть незыблемыми, непреходящими и направлены на благо человека только в том случае, если они ниспосланы человечеству свыше. Если эти законы будут утверждаться человеком, они будут всегда носить субъективный характер, будут подвержены изменениям, а значит, не будут верными. Эти законы дарованы нам в Ветхом Завете в виде заповедей Моисеевых и в виде заветов в Нагорной проповеди Христа. История дает множество примеров, когда те или иные исторические деятели отступали от этих заповедей. И даже если они руководствовались самыми лучшими побуждениями, приводило это к страшным, античеловеческим последствиям. Достаточно вспомнить совсем недавних Ленина и Гитлера. Можно поверить, что и тот и другой свято верили в своё предназначение, как спасителей человечества. Один из них хотел построить Рай на земле для всех трудящихся, другой – только для немцев, то есть руководствовались они очень даже благими намерениями.
Чем кончились эти намерения, всем известно – величайшими, невиданными ранее преступлениями против человечества. Это – прямое следствие подмены Богоданных нравственных критериев убогими человеческими. Таким образом, не то нравственно, что используется в интересах правящего класса, как утверждал Ленин, а то, что ниспослано человеку свыше.
Приглашаю своих читателей к дискуссии на эту тему. Пишите свои комментарии, излагайте свое мнение.