Японское воспитание детей отличается своей уникальностью и глубоким философским подходом. Материнство в Японии считается главной обязанностью женщины, и перекладывание этой ответственности на других не принято. Искусство воспитания детей в Японии, известное как «икудзи», представляет собой не просто методы воспитания, а целую философию, направленную на формирование и обучение новых поколений.
В японской культуре мать и ребенок считаются едиными, что символизируется пуповина, хранящаяся как священный амулет. Матери в Японии называют «амаэ», что дословно означает «баловать» или «покровительствовать». Со временем роль женщин в японском обществе изменилась. Теперь современные японки учатся, работают и путешествуют. Однако, если женщина становится матерью, она посвящает себя этому полностью.
В Японии не принято оставлять маленьких детей под присмотром родственников, и женщина должна быть полностью предана материнству. До трех лет ребенка не приветствуется возвращение женщины на работу. Мать и ребенок практически всегда находятся в едином целом, что отражается в использовании бэби-слингов (сумочка для ношения новорождённых) и другой специальной одежды.
Постоянный контакт между матерью и ребенком укрепляет материнский авторитет. Для японцев нет ничего важнее, чем сохранить гармонию и уважение в отношениях с матерью. Этот подход к воспитанию детей в Японии также отражается в образовании. Японские школы придают большое значение дисциплине, уважению к старшим и традициям.
Дети в Японии учатся быть самостоятельными, дисциплинированными и уважительными к окружающим. Обучение начинается с раннего возраста. Дети изучают не только академические предметы, но и традиционные японские ценности, такие как уважение к старшим, доброта и скромность.
Японские родители уделяют большое внимание развитию интеллекта и навыков своих детей. Дополнительные занятия после школы, такие как английский язык, математика или музыкальные классы, являются обычной практикой. Родители также приобщают детей к занятиям спортом или другим видам активности.
Важным аспектом воспитания детей в Японии является учение этикета и правил поведения. Дети учатся быть вежливыми, терпеливыми и уважительными к окружающим. Они также обучаются тому, как правильно общаться с другими людьми и решать конфликты мирным путем.
Семья играет ключевую роль в воспитании детей в Японии. Родители уделяют много времени своим детям, помогая им развиваться и становиться самостоятельными личностями. Отношения в японской семье основаны на уважении к старшим и заботе о младших членах семьи.
До пяти лет ребёнок - всемогущий
До пяти лет в Японии существует концепция икудзи, согласно которой дети считаются божественными существами. В этом возрасте им разрешается всё, они не подвергаются запретам, наказаниям. На них нельзя кричать. Для них не существует понятий "нельзя", "плохо" или "опасно". Вместо этого малыши имеют свободу в своем познавательном развитии.
Сравнивая это с подходом европейских и американских родителей, можно заметить, что они рассматривают такой подход как излишнее баловство, угождение капризам и полное отсутствие контроля. Однако, на самом деле, власть родителей в Японии гораздо более строгая, чем это может показаться на Западе. Это происходит потому, что основой является личный пример и обращение к эмоциям.
В 1994 году было проведено исследование различий в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке. Ученый Хироши Азума попросил представительниц обеих культур собирать конструктор-пирамидку вместе со своими детьми. В результате наблюдений было выявлено, что японки сначала показывали, как правильно собрать конструкцию, а затем позволяли детям повторить это. Если они ошибались, женщина начинала все заново. Американки использовали другой подход: они подробно объясняли детям последовательность действий и только после этого начинали строить вместе с ними.
Исходя из выявленных различий в педагогических методиках, Азума определил "вразумляющий" тип воспитания. Японцы "вразумляют" своих детей не словами, а собственными поступками.
С самого раннего возраста детей учат быть внимательными к чувствам - как своим, так и окружающих людей, даже предметов. Маленького ребенка не отгоняют от горячей чашки, но если он обжигается, у него просят прощения за причинённую боль.
Например, если избалованный малыш случайно ломает любимую игрушку, американка или европейка, скорее всего, отберёт игрушку и расскажет о том, сколько усилий стоило ее приобрести. В то время как японка просто скажет: "Ты делаешь ей больно".
Таким образом, до пяти лет дети в Японии формально могут все. Это помогает сформировать у них убеждение "я хороший", которое позднее превращается в "я воспитанный и любящий своих родителей".
От 5 до 15 лет ребёнок - раб
В детстве каждый человек находится в плену строгих правил и запретов, которые определяют его поведение с пяти до пятнадцати лет. Японское общество и его культура с их укоренёнными понятиями о коллективизме и семейных ценностях формируют основу воспитания. Стремление к сотрудничеству и служению общему благу является ключом к процветанию и успеху в этой культуре.
Для японцев важно быть частью группы, следовать общим правилам и не выделяться из толпы. Страх перед социальной изоляцией стимулирует подростков жертвовать своими личными интересами во имя общественного блага. Воспитатели в детских учреждениях играют роль координаторов, развивая у детей навыки командной работы и ответственности за свои действия.
Следуя принципам коллективизма, дети учатся работать в группах, выполнять свою часть работы и следить за успехами товарищей. Это способствует формированию социальной ответственности и группового сознания. Привязанность к матери также играет важную роль в формировании поведенческих стандартов у детей, поскольку разочаровать матерь амаэ означает нанести ей большую обиду.
С 15 лет человек становится равным
К пятнадцати годам ребенок становится практически сформировавшейся личностью, способной к самоидентификации и проявлению своей индивидуальности. Икудзи, необычная система воспитания, помогает выращивать дисциплинированных и законопослушных граждан Японии, сохраняя традиционные ценности и структуру общества.
Вопрос о применимости подобного подхода к воспитанию детей в других культурах остается открытым. Возможно, некоторые принципы икудзи могли бы быть кому-то полезными. Если у вас есть опыт использования каких-либо методов в воспитании своих детей, поделитесь им в комментариях.