Где проходит грань между эгоистичным желанием зарабатывать больше и стремлением быть полезным компании? Как правильно вести диалог с начальником, чтобы получить повышение? Зачем нужно овладевать искусством саморекламы и как не превратиться при этом в хвастуна? Ответы на эти и другие вопросы дают специалисты Гарвардской школы бизнеса.
Harvard Business Review (HBR), ежемесячный научно-популярный журнал о бизнесе и менеджменте, провел серию интервью с экспертами Гарвардской школы бизнеса, авторами книг о развитии карьеры и лидерами крупных компаний, чтобы раскрыть секреты успешного карьерного роста. Эти рассказы редакторы HBR собрали в книгу, которая представляет собой набор инструментов для постановки карьерных целей и определения шагов для их достижения.
Forbes публикует отрывок из книги «Гид HBR. Как управлять своей карьерой», которая выйдет в июле в издательстве «Альпина Паблишер». Этот отрывок посвящен тому, как правильно заявить о своем желании получить повышение, выстроить диалог с начальством и добиться успеха. Для этой главы интервью с экспертами провела Ребекка Найт — журналист-фрилансер из Бостона и лектор Уэслианского университета, чьи работы публикуются в The New York Times, USA Today и Financial Times.
Перед тем, как попросить начальника о повышении, многие испытывают волнение. Однако, когда вы готовы к следующему шагу в своей карьере, важно заявить об этом. Как же подготовиться к разговору с начальником? Какую информацию следует иметь под рукой? И как лучше изложить свои аргументы?
Организация не будет заботиться о вас только потому, что вы хорошо работаете. Необходима определённая степень саморекламы.
«Когда вы просите о повышении, вы можете чувствовать себя уязвимыми, — говорит Сабина Наваз, консультант по вопросам лидерства высшего звена. — В этот момент вы теряете контроль над ситуацией, полагаясь на мнение начальника, который будет вас оценивать и может прийти к выводу, что вы не заслуживаете повышения». Вы можете бояться показаться своему начальнику назойливым, жадным или эгоистичным. Однако, для успешного карьерного роста необходимо уметь защищать свои интересы, утверждает Джозеф Уэйнтрауб, основатель программы по консультированию в области лидерства и командной работы в Колледже Бабсона. «Не стоит ожидать, что организация будет заботиться о вас только потому, что вы хорошо выполняете свою работу, — говорит он. — Самореклама тоже необходима». Проще говоря, «не попросите — не получите». Вот несколько рекомендаций о том, как правильно просить о повышении.
Размышления
Первый шаг — определить, чего именно вы хотите достичь, объясняет Уэйнтрауб. «Вы стремитесь к большей власти? Более высокой зарплате? Большей ответственности?» Существует ли в вашей организации должность, которую вы хотели бы занять, или ее нужно создать? Возможно, вас заинтересует не только вертикальный, но и горизонтальный карьерный рост? Важно также оценить свои навыки и понять, насколько они соответствуют потребностям компании, добавляет он. Это поможет вам обосновать свою просьбу о повышении и увязать ее с более широкими стратегическими целями организации.
Проведение исследования
Наваз советует запастись внешними данными. «Чем выше ваша позиция, тем больше вероятность того, что решение о повышении будет принимать не только ваш непосредственный начальник, — отмечает она. — Другие руководители также могут иметь влияние на это решение». Она рекомендует попросить наставников о честной обратной связи, чтобы понять свои сильные и слабые стороны, а также поговорить с коллегами, чтобы выяснить, какая у вас репутация в компании».
Определив свои цели, подготовьте убедительные доводы, почему вы заслуживаете повышения. Это особенно важно, если ваша просьба о более высокой должности не совпадает с графиком повышений. Будьте готовы к вопросу: «А что вы сделали для компании в последнее время?», — говорит Наваз. Она рекомендует подготовить записку, в которой четко изложены ваши достижения. На одной-двух страницах перечислите конкретные показатели вашего вклада, предложенные решения и финансовые результаты, за которые вы отвечали. Также можно указать данные из других подразделений или опросов потребителей и сотрудников, подтверждающие ваш успех. «Вы должны доказать, что уже работаете на уровне, до которого просите вас повысить», — говорит она.
Уэйнтрауб советует также подумать, кто мог бы занять вашу текущую должность и как поддержать этого человека. Покажите боссу, что вы работаете над развитием других, что демонстрирует ваши лидерские способности и облегчает задачу начальнику, зная, кто может занять ваше место.
Выберите момент
Идеального времени для просьбы о повышении не существует, но выбор момента важен, говорит Уэйнтрауб. Очевидно, что неделя после увольнений в компании или день, когда команда потеряла ключевого клиента, не подходят. Лучше просить после позитивных событий, например, когда вы заключили крупную сделку или компания объявила о хорошей квартальной выручке.
Наваз согласна: «Если в компании отток клиентов, лучшее, что вы можете сделать, — активно взяться за дело и стабилизировать ситуацию». Однако не опускайте руки. Если ваше повышение поможет компании достичь целей, настаивайте на нем.
Зароните семя
Просьба о повышении — это не разовый разговор, а серия бесед, говорит Наваз. Она рекомендует, опираясь на свои записи, начать с чего-то вроде: «Я рад работать здесь и влиять на компанию. Вот чего я уже добился. Я хочу обсудить, что нужно сделать, чтобы выйти на следующий уровень». Уэйнтрауб предлагает вести разговор о стремлении к совершенству, попутно приводя аргументы в пользу повышения. «Скажите начальнику: «Я хочу убедиться, что работаю не просто хорошо, а прекрасно». Затем спросите: «Что мне сделать, чтобы вы убедились, что я готов к следующему шагу?» Продемонстрируйте готовность расти и учиться», — советует он.
Ухаживайте за ростком
Посеяв семя, ухаживайте за ним, говорит Наваз. Просите начальника об оценке вашей работы «не слишком часто, чтобы это не раздражало, но, например, раз в месяц или квартал». Будьте конкретны. Если ваше повышение связано с ростом ответственности по отношению к клиентам, скажите: «В последний месяц я часто общался с нашими ключевыми клиентами и вот, что узнал. Как вы оцениваете эти шаги?»
Уэйнтрауб советует рассказать начальнику о том, как вы планируете провести первые 90 дней в новой должности. Покажите, что подготовились и настроены серьезно на получение повышения.
Вы должны доказать, что уже работаете на уровне, до которого просите повысить вас
Не рискуйте
Иметь предложение о переходе в другую компанию может способствовать повышению на текущей работе. Это укрепит вашу уверенность и даст понимание вашей рыночной стоимости. Однако, если вы хотите таким образом привлечь внимание начальника, это рискованно. «Вынуждать к повышению не лучший способ приобретать друзей и влиять на людей», — говорит Уэйнтрауб. «Как правило, ультиматумы вызывают негативную реакцию», — вторит Наваз.
Такая тактика может отрицательно повлиять на отношения и привести к продвижению неподготовленных людей. Играйте эту карту с особой осторожностью.
Будьте терпеливы (до определенной степени)
Было бы замечательно, если бы начальник сразу согласился на повышение, но это редко происходит, предупреждает Наваз. Не расстраивайтесь, если не получите успеха сразу. Будьте реалистичны и продолжайте хорошо работать, ищите способы увеличить свое влияние и эффективность.
Но не игнорируйте признаки неблагоприятного развития ситуации. Если других повышают, а вас нет, поговорите с начальником и спросите: «Вы порекомендуете меня на более высокую должность, когда появится вакансия?» Если вы не в шорт-листе босса, подумайте, стоит ли оставаться в этой организации или поискать другое место. Хорошая новость в том, что вы будете знать, где вы
Составьте «резюме достижений»
Важны не только бизнес-результаты. Вы должны быть человеком, за которым люди готовы пойти
В какой-то момент карьеры Гретхен Ван Влимен, менеджер по управлению персоналом, решила поговорить с начальником о повышении. Она определила, какую должность хочет занять, и выяснила, где в компании есть пробелы, которые она может заполнить. Она выбрала должность вице-президента по кадрам и составила «резюме достижений», включив примеры своей работы, доказывающие, что она готова к новым обязанностям. Гретхен также разработала план, как команда будет справляться без нее, и назначила встречу с начальником, изложив свои достижения и планы. Хотя начальник не согласился сразу, он поставил перед ней несколько задач, которые она успешно выполнила, и в итоге получила повышение.