Автор работал в маленькой школе в посёлке на Печоре, когда в сентябре 1973 г. произошёл военный переворот (он же «мятеж клики продажных военных под руководством купленного за доллары генерала Пиночета», он же «спасительное свержение патриотически настроенными военными правительства Альенде, насильственно вводившего социализм в Чили»).
Телевизор рассказывал о зверствах мятежников, о трагической судьбе Альенде, о страшной смерти певца Виктора Хары, о десятках тысяч расстрелянных, замученных, пропавших без вести.
Директор школы в большую перемену собрал учителей и сообщил, что телефонограмма из райкома предлагает провести митинг протеста, принять резолюцию, отправить сообщение о количестве участников и основные тезисы выступлений учителей и учащихся.
«Проведём его сегодня же, вместо последнего урока, учителю литературы выступить самому и подготовить выступления двух старшеклассников, учителю истории (возглас «Ой!») выступить самому и подготовить одну старшеклассницу (возглас: «Я не могу, я ничего не знаю про это, у меня голос слабый, пусть литератор!»). Голос директора: «Учителю литературы подготовить трёх старшеклассников и учителя математики, её голос все знают!» – хихиканье: учитель математики теорему Пифагора объясняла так, что слышно было в столовой.
Автор успел пошептаться с умницей, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, и со своими десятиклассниками.
Собрали всех школьников в спортзале, который в торжественные моменты выполнял функции актового зала. Малыши вышли первыми, потом по возрасту потянулись остальные, учителя встали у своих классов, школьники недоумевающе переглядывались – зачем собрали, праздника никакого не было?
Двое моих хулиганов держали экран из кабинета истории, ещё двое колдовали над «могучей техникой» школы (у нас был проигрыватель, кинопроектор). Зазвучала запись на пластинке: треск выстрелов, рёв моторов, разрывы снарядов – автор из отпуска приволок кипу приобретённых на огромные «северные» надбавки виниловых пособий, выпускаемых фирмой «Мелодия» спектаклей, музыкально-литературных композиций.
Под этот грохот появилось изображение на экране: взрывы, бегущие люди, стрельбы (тогда, если кто помнит, выпускались кинопособия, так называемые кольцовки, включающие в себя какой-то бесконечно повторяющийся кинофрагмент).
А потом моя любимица (господи, в те времена никто и не слышал про педофилов, так что не стыдно признаться, что занимался с ней и несколькими выпускниками дополнительно) Надя, дочь профессионального охотника и рыбака, с 12 лет все каникулы проводившая с отцом в таёжной охотничьей избушке, отлично стрелявшая, бегавшая на лыжах так, что физрук школы ругался со мной злыми коми словами (у коми нет мата, его привезли русские), потому что Надя готовилась поступать не на физвос, как он ей советовал, настаивал, требовал, пророча победы и великое будущее на лыжне (уже взошла звезда Раисы Сметаниной), а на истфил, так вот эта Надя вышла из-за опущенного парнями экрана и в наступившей тишине ломающимся голосом произнесла:
Чтоб бежать он не мог – его крепко связали,
Чтобы жить он не мог – расстреляли в ночи,
Чтоб играть он не мог – ему руки сломали, –
И у песни, ребята, есть свои палачи.
Зал замер. А потом автор встал рядом с Надей и рассказал о том, что случилось в далёкой стране, почему там убивали людей, как сделали стадион концлагерем, куда исчезали по ночам люди...
А потом наш математик своим трубным голосом прогремела о том, что вот в далёкой стране люди захотели жить по-человечески, работать не на американского дядю, а на свою страну, и за это эти... эти... (тогда не было слова «пиндосы», как и «америкосы», но простая душа приложила их очень ярким коми словом), и весь зал восторженно отозвался!
Это автор клонит к тому, что в СССР придавали особое значение идеологической работе. Да, было много тупого, шаблонного, порой надоедливого, много глупого надзора, но умный школьный организатор с помощью классных руководителей всегда мог превратить навязший в зубах «Смотр строя и песни» в парад воинов разных эпох – от дружинников Дмитрия Донского до чеканного шага советских солдат (а в многодетных семьях северян в дальнем углу шкафа непременно лежала дембельская фуражка старшего брата!)
А потом наш директор предложил:
– Сейчас мы громко крикнем: «Мы с тобой, народ Чили! И ещё раз! И ещё!»
Когда школьники расходились – по домам и в интернат, кто-то из малышни прерывающимся голосом спросил: «А вот мы кричали – они там нас услышали?»
И мой хулиган из 10 «А» ломающимся баском беззлобно ответил: «Ты хорошо орал, они услышали!»
Этот малыш был не единственным, кто уверовал в силу громкого слова.
Аккаунты сразу нескольких наших звездных исполнителей, у которых миллионы подписчиков, были заблокированы в американском видеохостинге YouTube.
В ответ прошла акция: на здании посольства США в Москве появилось изображение российского флага и имя певца SHAMAN. Проекцию направили в рамках акции протеста автора и исполнителя песен Ярослава Дронова против блокировки его Youtube-канала и, более глобально, против цензуры в социальных сетях. Ранее в своем Telegram-канале артист написал, что его заблокировали, потому что он — русский.
Собравшиеся фанаты SHAMAN пели его песни, потом появился сам артист, он прошел вдоль толпы с рупором со словами: «Они заблокировали меня, потому что я – русский».
Затем он вместе с собравшимися поет «Я — Русский», срывая бурные овации. И на этом не останавливается. Дронов говорит, что хочет спеть эту песню еще раз. А также «поднять тост за нашу победу».
А вскоре Байден сделал своё заявление, и Шаман прокомментировал выход президента США Байдена из предвыборной гонки. Артист написал в своём канале, что Байден отказался принимать участие в выборах после его выступления у американского посольства.
«Родные, мы спели «Я РУССКИЙ» у посольства США. Байден снялся с президентской гонки», – говорится в посте певца.
Чем-то он близок моему маленькому коми ученику из далёкого 73 года.