Найти тему

Легендарный японский альбом 1980-х, который обрёл культовый статус спустя десятилетия после выхода

Японская музыка — изобильный параллельный мир, который всегда приятно исследовать. Среди тонн пластинок и мозаик жанров легко найти не только экзотические мелодии, но и настоящие жемчужины, завораживающие потусторонней красотой и смелостью замыслов.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

На протяжении всего своего долгого путешествия на Запад «Utakata no Hibi» был альбомом без контекста. В Японии он вышел в 1983 году и долгое время был известен лишь местным виниловым маньякам.

Лишь в 2008 году шотландский диджейский дуэт Optimo поделился в интернете песней, услышанной в токийском магазине пластинок. Это была «Shinzo no Tobira» — музыкальная фантазия, затерянная где-то между азиатскими тональностями и футуристическим синти-попом, сочетающая нежные барабаны, парящую мелодию и неразборчивый вокал.

Альбом была детищем композитора, продюсера и саксофониста Ясуаки Симидзу, который известен своими переложениями виолончельных сюит Баха в акустически интересных пространствах. Однако работа с группой Mariah сильно отличалась от других его произведений.

В студии с Симидзу взаимодействовал звукорежиссёр Сейген Оно, который позже работал за пультом у таких артистов, как Джон Зорн, Арто Линдси и King Crimson.

Название альбома, которое можно перевести как «Преходящие/эфемерные дни», связано с японским названием пузырьков, образующихся на поверхности жидкостей, которое используется для описания чего-то эфемерного и недолговечного.

Ясуаки Симидзу
Ясуаки Симидзу

Пятый и последний альбом группы Mariah «Utakata No Hibi» — лёгкая, дышащая, открытая музыка. Материал пластинки построен вокруг перкуссии, которая варьируется от традиционных японских барабанов до бита в духе новой волны.

Песни, исполненные на японском и армянском (!) языках, напоминают мантры, а вокал действует в большей степени как отдельный инструмент.

Загадочный звук «Utakata No Hibi» одновременно укоренён в традиции и намечает пути в будущее. Мечтательная поп-музыка, в которой ощутим авантюрный дух Дэвида Боуи и Брайана Ино, приправлена атмосферой японского традиционализма. Оптимистичные танцевальные ритмы сочетаются с медитативным эмбиентом и джазовыми структурами.

Кажется, альбом существует в своём собственном мире, в котором столетия островной культурной изоляции сталкиваются с магией космополитичных студий звукозаписи 1980-х годов.

Несмотря на сложную взаимосвязь влияний, «Utakata no Hibi» звучит непринуждённо, словно эхо счастливого воспоминания. Временами эта музыка кажется странной, но если отбросить предубеждения и стереотипы, она способна доставить много удовольствия и открыть дверцу в чудесную страну грёз, где жанры уже не играют роли. Надеюсь, вам понравится!

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!