Может быть не все разделяют моё мнение по поводу фильма «Балтийское небо» и одноименного романа, но я его считаю одним из лучших про войну и Блокаду.
Потому всегда рад о нём поговорить. Хотя фильм и снят в советское время, со всеми вытекающими, но может и претендовать на то, чтобы считаться одним из наименее идеологизированных. Герои фильма не говорят штампам и лозунгами, разговоры о роли партии сведены к предельному для той поры минимуму.
А в основу романа и сценария положены биографии реальных людей и реальные события. Ну а то, что показано не всё совсем точно, то это можно простить.
Начинается фильм с момента, когда захлопывается кольцо Блокады, и главный герой, в числе последних, прорывается в Ленинград. Это момент очень показательный для тех, кто порой задаёт вопросы о том, был окружён город или нет, можно было эвакуировать людей или нет, и так далее.
Окружение города происходило постепенно. Уже когда немцы взяли Новгород, значительная часть транспортного снабжения была прервана. А затем, постепенно перерезались одна за другой дороги. И как мы видим на примере лётчика Лунина, город фактически уже находился в окружении, но прорываться ещё было можно, ибо не могли немцы сразу перекрыть все тропинки.
Но, конечно, одним из ключевых моментов в фильме было воздушное сражение, в котором немцы пытались уничтожить Балтийский флот, а наши лётчики им в этом старались, по мере сил, мешать. На экране его показали с использованием всех доступных для того, безкомпьютерного времени эффектов. Ну, конечно, прозвучавшие цифры про «Юнкерсов» немного преувеличены:
— Сегодня штук семьдесят было. Вчера больше — сто двадцать.
Однако, в самых массированных налётах на флот принимало участие меньше самолётов. Во всяком случае за один раз.
Самым «жарким» днём стало 21 сентября. В тот день утром был налёт 25 пикирующих бомбардировщиков Ju.87R, которые смогли потопить эсминец и грузовой пароход, затем 15 бомбардировщиков Ju.88 бомбили линкоры и тремя бомбами попали в «Октябрьскую революцию», затем 22 истребителя Bf.109E смогли повредить эсминец, но сами потеряли две машины от огня зенитчиков.
На перехват взлетело тогда аж 19 истребителей авиации Балтийского флота, из которых 10 И-153 и 4 И-16, но их связали боем немецкие «мессеры», сбив два наших самолёта. Ещё один сбили свои же зенитчики.
Днём в тот день по эсминцам бомбили 9 Ju.88.
А вечером 10 пикировщиков Ju.87R атаковали линкор «Марат», позже появилось два десятка Ju.88 потопили несколько гражданских судов и повредили крейсер, тральщик и канонерскую лодку.
В остальные дни немцы самолётов использовали меньше и налётов было меньше. Удары немецкой авиации по флоту продолжались с 16 по 27 сентября, но не каждый день — те же самолёты ещё бомбили и город.
Ещё один из запоминающихся дней стало 23 сентября. В тот день два налёта на Кронштадт осуществляли два десятка бомбардировщика Ju.88A, и три налёты совершили два-три десятка пикирующих бомбардировщиков Ju.87. В тот день получили повреждения линкор «Октябрьская революция», лидер «Минск» (позже затонул), крейсер «Киров». И прямым попаданием 1000-килограммовой бомбы затоплен линкор «Марат», ему фактически оторвало носовую часть. В тот день навстречу немцам вылетало шесть самолётов 5-го истребительного авиационного полк авиации Балтийского флота. Среди них были Георгий Костылев и Игорь Каберов, ставшие прототипами майора Лунина и комиссара Кабанкова. Это был уже второй их бой, когда они встретились с Гансом-Ульрихом Руделем. В первом они не дали ему отбомбиться, но 23 сентября немец всё-таки поразил «Марат».
Линкор от полного затопления спасла лишь небольшая глубина Финского залива, корабль лёг на дно, но остался над водой.
В книге этот эпизод описан, правда корабль назван «Сокол». В фильме о «Соколе» упоминается коротко Бейсетовым:
— Вы «Сокол» видели. В него бомба неделю назад угодила, по самую палубу затонул, и бьёт. Прямо из воды пушки торчат! И бьют!
В фильме нам затопленный линкор не показали, есть лишь крупный корабль, с которого поднимается столб чёрного дыма. Но он и на «Марат» не похож, да и стоять корабль должен был совсем в другом месте, у Кронштадта:
В фильме мы видим, что эскадрилью Рассохина перебрасывают для прикрытия с воздуха Дороги Жизни через Ладогу. И действительно, 5-й истребительный авиаполк КБФ с декабря 1941 года в полном составе действовал над Ладогой.
А 18 января 1942 года был преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС КБФ.
В начале мая 1942 год полк отправлен в тыл на пополнение, получил британские «Харрикейны», после чего воевал уже на Ораниенбаумском плацдарме. Однако в сентябре снова перебазировался на Волховский фронт. Получил вместо английских истребителей новые самолёты ЛаГГ-3. Прикрывал наши войска в период прорыва Блокады, затем участвовал в Мгинской операции под кодовым названием «Брусилов» (она же Пятая Синявинская). Целью операции было, в первую очередь, расширить небольшой коридор вдоль Ладожского озера, который прорвали наши войска в ходе операции «Искра».
В фильме Лунина сбивают именно в ходе этого наступления, остальные подробности истории полка, о которых сказано выше, в фильме опущены.
Надо сказать, что фильм «Балтийское небо» не только про военные действия, но в нём показана и Блокада. И хотя это не совсем тема данной статьи, хочу остановиться на одном эпизоде. Где Лунин в Ленинграде отдаёт хлеб встреченной им женщине.
Наверное, нет такой блокадной семьи, у которой не было истории о том, как в самый трудный момент, когда казалось, что уже конец, случайный военный вдруг отдавал хлеб или какие-то продукты. Во всяком случае в моей семье про такой случай бабушка рассказывала, и у многих знакомых схожие истории были.
Как это обычно бывает при экранизации, многое из книги в фильм не входит. И в завершении, я хочу порекомендовать вам мою статью именно про одно такое событие, которому в романе «Балтийское небо» посвящена целая глава, но в фильме его нет: