Режиссер - Мотои Миура.
Худодник-сценограф - Кейсуке Коянр.
Художник по костюмам - Ольга Шаишмелашвили.
Невероятное по силе обобщение о современном мире, высказанное языком театра абсурда.
На мой взгляд, режиссер спектакля показал корни и родовые черты массового общества, которое в спектакле олицетворяют «друзья». Его характеризует подмена всех ценностей и диктат массы над личностью. Это люди «без свойств» и без смыслов. Масса не мыслит, а живет по заданному сверху алгоритму. Отсюда искажение речи, в которой главное не смысл, а манера говорения и одобрение общего мнения (хлопки или лайки). В спорах, в чатах, в основном, ищут не смысл, а возможность показать себя (спор про кошку-воровку).
Не случайно также в конце спектакля, стоя над трупом, все члены братства читают газеты. Это масс-медиа задают основные тренды в массовом обществе.
Не случайно и то, что на стенах, бегущей строкой, столбцами и колоннами, проплывают массы пословиц, то есть избитых смыслов, которые понятны только обывателю, но не отражают сложности жизни. Интересно, что на стенах своеобразного анатомического театра плавали и отдельные буквы. Они тоже про утрату смыслов.
Еще одной чертой массового общества является тотальный контроль всех за всеми в интернете, тоже под эгидой заботы о человеке. Друзья появились «вовремя»: он ведь почти женился. Уже заказал перевозку для вещей своей невесты. В нашем мире о человеке почти все известно. Мы все оставляем следы в Инете. Конечно, он их не звал, но они пришли. Каким-то образом нашли его.
Девушка с воображаемой трубкой в руках в самом начале спектакля поет про рассыпанные бусы, которые надо собрать. Но сеть - это не то место, где можно найти друзей. Это большая иллюзия. В нашем постмодернистском мире мы живем в мире семулякров: антисемья, антидрузья и тд. Люди превращаются в добычу. Ими манипулируют. В этом спектакле это показано прекрасно: сначала предложение о помощи, потом унижение: его называют промокашка, потом кто-то из группировки его берет под крыло против других, а конец неизбежный: расправа.
Массовое общества - это следствие развития массового производства. В 1995 году экономист Макс Вебер написал работу « Протестантская этика и дух капитализма». Одежда актеров недвусмысленно указывает на эту связь: протестанты - капитализм - массовое общество. Сами протестанты из Голландии, Англии, Швейцарии, Шотландии и других стран Европы составили элиту американского государства, основанного на власти денег и успехе. Дело в том, что для протестантов именно предпринимательский успех является подтверждением милости Божьей (Кальвин). Протестантизм, в целом, явление очень противоречивое, сыгравшее огромную роль в нашем мире (фильм ВВС « Протестантская революция»).
В спектакле показана власть братства «Любовь к ближнему», которое разоряет людей, прикрываясь благими целями. Отчасти в этом можно видеть и идею разумного эгоизма как одного из современных трендов. Он также высветил страшную изнанку идей, рожденных еще Французской революцией: свобода, равенство, братство. В спектакле актеры-паразиты произносят много высокопарных речей о братстве, о долге, о труде и любви, но это все блеф. Члены семьи-братства ненавидят и предают все время друг друга. Это общество живет только по принципу извлечения выгоды.
Стоптанные ботинки, набросанные в центре круга, для меня стали метафорой вторжения не в дом, а в душу. По существу, нам показывают, что делает массовое общество с человеком. Ботинки с красными подошвами, разбросанные по сцене, символизируют грубое вторжение массового общества в личное пространство, несущее смерть личности.
Сцена смерти молодого человека очень пронзительна! Члены семьи продолжают читать газеты над трупом человека, которого они затравили.
А человек - существо социальное. Он не может жить один. Здесь один выход- «найти своих и успокоиться».
А может, черно-белые костюмы -это еще и метафора авторского текста, написанного «черно-белыми иероглифами» на Малой сцене Театра Наций?
Браво режиссеру, всей постановочной труппе и актерам!!! Сильнейшее впечатление!!!