Всем привет, сегодня хотел бы порассуждать о фантомной боли российской действительности –конечно, речь про отсутствии денег.
Знакомый, который работает Интернет-маркетологом в Новосибирске - пожаловался мне, что найти профильную работу, соответствующую его зарплатному ожиданию - довольно непросто.
И продолжил дискуссию о том, что в целом на РФ рынке имеет место быть недооцененность IT сотрудников и интернет-маркетологов в частности.
Так ли это на самом деле?
Я бы начал с того, что в принципе быть довольным зарплатами в России – непросто, и похвастаться этим может не такой большой процент людей, как хотелось.
Но не будем голословными – мы же все-таки технические специалисты, и должны подтверждать слова делом – в нашем случае, статистикой.
Ну да ладно, начнем с того – а как же ТАМ?
Сравнение зарплат интернет-маркетолога в США и РФ
Исследований проведено множество, поэтому просто дернем данные из интернета.
Если взять интернет-маркетолога уровня Senior и выше (с опытом 10+ лет), то мы видим что зарплата в США распределяется следующим образом:
В США только 3% получают ЗП менее 366 тр. Ого!
Или другая подборка, по странам:
Здесь все аналогично, как мы видим, в развитых странах (включая Китай) - средняя зарплата в пересчете на рубли лежит в диапазоне от 300 до 600 т.р. в месяц, в зависимости от страны.
В 2024 году есть более актуальная статистика, где мы видим актуальную среднюю:
Чтобы не быть голословным и не сравнивать теплое с мягким – надо все-таки учесть, что средняя зарплата, например, в США - в 2024 году составляет (в номинальном выражении) - 54 252$/год (397 848 руб). Т.е. средняя зарплата интернет-маркетолога в США выше на 22.7%, чем средняя зарплата в стране.
У нас (в номинальном выражении) – средняя зарплата составляет (если повар нам не врёт (с)) примерно 1000$ или … 12000$/год.
Как мы видим – разница в средних зарплатах между США и РФ составляет примерно в 4.521 раза – назовем его Kн (коэффициент несправедливости).
Стоит конечно отделить мух от котлет. То, что условный сотрудник в штате Калифорния получает 54 252$/год (397 848 руб/ месяц) – не говорит нам о том, что он богаче на 300 тыс. (которые, например, может положить под матрас), чем сотрудник из сферического Омска - получающего 88 000 руб/месяц. Сугубо в силу различий, в первую очередь, в стоимости жизни, налогах и сопутствующих затратах.
Т.е. упомянутый коэффициент «Кн» не говорит нам о том, что мы живем в 4.5 раза хуже (хотя и не исключает того факта), а иллюстрирует различие стоимости денег в сравнительном выражении, позволяющий нам оценить насколько низка (или наоборот – «нормальна» зарплата для нашей среды).
Например, средняя аренда жилья в CA - $1,586/мес или 139 568 руб. Это 35% от средней зарплаты в США или 158% от средней зарплаты в РФ.
Средняя аренда жилья в Новосибирской области - 337$/мес или 29 699 руб. Это 33.5% от средней зарплаты в РФ, или 7.5% от средней зарплаты в США.
Считаем простую арифметику – 1586$/337$=4.7. Т.е. в 4.7 раз аренда квартиры в России ниже, чем аренда в США.
Т.е. так на коленке мы быстро прикинули-посчитали и видим, что стоимость жизни в средней модели бытовой жизни пропорциональна среднему доходу. Но, учитывая, на сколько стоимость жизни в США выше – на такую же величину выше и зарплата. Пока вроде все логично.
Очевидно, что хорошо жить в России на зарплату США, но не наоборот. Поэтому – работать в США, а жить в России – хороший вариант. Работать в России, а жить в США – не очень.
Ну да ладно, отвлеклись.
Тем не менее – из цифр мы видим, что 99% Интернет-маркетологов имеют зарплату выше среднего по США, в среднем – на 30%.
62% получают в 2+ раз больше.
И делаем финт – среднюю зарплату интернет-маркетолога в США (514 873 руб/мес) мы берем и делим на самодельный коэффициент несправедливости Кн - 514 873 / 4.521 = 113 884 руб. Именно такая средняя зарплата должна быть в РФ у интернет-маркетолога. Назовем ее Медиана Справедливости.
Что же в России?
По данным одного из агрегаторов зарплат:
Ужас какой-то! Наверное, ошибка. Надо посмотреть у других:
Да нет, вроде все верно. Другой агрегатор дает медиану в 56 тыс. руб, и зарплата от 100 тыс выглядит скорее как погрешность.
А вот в Москве медиана получше:
Ну, может спишем на «тяжелые времена»?
Ок, заглянем в отрасль до «тяжелых времен» - примеры данных за 2019 год с учетом фрилансеров и западных проектов:
Напомню, в 2019 году курс доллара был 63 рубля, т.е. серьезный специалист с опытом 10+ лет в среднем в 2019 году – получал 1500$ или 93,5 т.р.
Сейчас, если цифры в долларах не изменились – он получает в среднем 132500/мес, что чуть выше медианы справедливости.
По географическому признаку лидирует, конечно, Москва – где собраны все деньги:
В Новосибирске в 7 раз меньше предложений, чем в Москве.
Итого, на основе всех этих данных - сегодня, в 2024 году – возьмем за базу среднюю зарплату Senior Интернет-специалиста в 65 000 руб/мес, 738$/мес, 8863$ в год.
Учитывая коэффициент 4.5 – это 39883$/год в США, что входит в нижние 3% западного сегмента. Мало того - это ниже, чем "средняя зарплата" в РФ аж на целых 26%.
И 57% от нашей «Медианы Справедливости».
Т.е. итог не утешительный – в России средний Интернет-маркетолог зарабатывает меньше, чем 97% коллег за рубежом.
Ну это все статистика, где конкретика?
Справедливо.
Кто-то даже скажет – я видел вакансии за 300к!
Согласен, давайте посмотрим и разберем одну из них. Но – не в Москве.
Например, такую:
Читаем – компания позиционирует себя как крутая:
Даже в Кремль поставляет продукцию!
Замечаем – что отрасль B2B (довольно специфичная и не простая для интернет-маркетинга).
Кроме B2B – еще и B2C! Для интернет-маркетолога это прямо К-К-К-Комбо!
Отмечаем так же источники привлечения:
Это существенно, т.е половину своей «крутизны» компания добирает с входящих из сети.
Вот тоже крутяки:
Что же нужно от соискателя?
Зарплата вовремя – это реально круто! Мышками стучать по красной площади не придется, чтобы наконец выплатили зарплату. Но встречается в каждой второй вакансии.
Доход выше рынка – согласен, тут такое есть. Особенно если средняя – это 65.
Но тут же входит помарка – бюджет в управление от 10 млн. Напишу чуть позже.
А теперь по существу зарплаты:
Вычитаем налоги, и получаем «от 113 100 до 221 000 Р».
Что касается «от» - с ней все понятно, это имена та зарплата, которую будет получать соискатель и которая ляжет в договора. Все что между ними - это премиальный фонд.
Премии - это зависит от роста, а рост компания ждет экспоненциальный.
Скорее всего чтобы получать «до» вместо «от», нужно попадать в доп условия, например – эти:
113 100 кстати не так уж плохо, она практически равна нашей медиане справедливости (которая, напомню 113 884 руб).
Если не учитывать, чем придется заниматься:
7-9 (!!!) крупных B2B/B2C проектов и бюджетом от 10 млн. повиснут на одном специалисте с ЗП от 113 100 руб/мес. и ожиданием роста.
Т.е. по нижней планке оплаты справедливости мы получаем полнейший загруз на 145.9%.
Чай/кофе в вакансии даже не указан – и понятно почему – пить его будет некогда!!!
А что не так? Вместо эпилога…
Что касается и непосредственно миллионов бюджета – это, кстати, другой момент, который достоин отдельной статьи.
Человек, в ведомость которого находятся рычаги управления бюджетом в десятки миллионов рублей – получает в качестве вознаграждения менее 1% от вверенного ему оборота (в реальности – 0.5% и менее).
Но и ответственности, к слову, скорее всего так же не имеет. Ну слил в пустую все бюджеты – ну и что? В худшем случае – уволили.
Не смотря на заманчивый заголовок – на самом деле вакансия не выглядит привлекательно для Senior специалиста, которого они ищут.
Почему?
Именно за «Медиану Справедливости» - зарплату соответствующую минимальному рынку – на мой взгляд допустимо работать над 1 (одним) крупным проектом в B2B/B2C, не спеша разрабатывать стратегию и работать в рост вместе с компанией. 9 проектов – это перегруз, который ляжет на сотрудника в формате хронического цейтнота. Выдача эффективности по всем проектам будет только в случае фантастического везения и сложения факторов, которые не зависят от действий сотрудника.
Желания обсуждать зарплату в 65 000 рублей (для специалиста Senior уровня), конечно, вообще смысла не вижу. Я знаю что они (такие вакансии) есть, и даже от довольно крупных и известных компаний. Людям предлагается так же вверить миллионы бюджетов, чтобы он на такой ставке был эффективен.
Как думаете, он будет?