Имя святого Сергия неразрывно связано с новой духовной эпохой, отмеченной особым почитанием Святой Живоначальной Троицы. Вселенская Церковь именовала «Богословами» немногих святых, а именно: святого апостола и евангелиста Иоанна как тайновидца неизреченных Тайн Превечного Совета Троицы, святителя Григория, архиепископа Константинопольского как мудрого защитника догмата о Святой Троице, преподобного Симеона Нового Богослова, учителя об обóжении человека через стяжание благодати Духа Святого. К их числу, по справедливости, можно отнести также преподобного Сергия Радонежского.
Жизнь и деятельность преподобного Сергия связаны с образованием централизованного государства вокруг Москвы. Здесь, в Московском княжестве, он основал Троицкий монастырь и, утвердив в нем новые формы монашеского жительства, ввел общежительный устав. В его основу были положены принципы совместной трудовой жизни, нестяжания, нравственного совершенствования, духовного подвижничества. Первая Троицкая монашеская община в лице игумена имела живой пример смирения, кротости и трудолюбия.
По словам Василия Осиповича Ключевского, Преподобный своими трудами создал «школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах».1
Духовный путь Радонежского подвижника — это путь постоянного смирения. Когда вокруг него стали собираться братия, он сам строил им кельи, рубил дрова, носил воду, пек хлеб, шил одежду. Он совсем не заботился о своем пропитании и однажды, уже будучи игуменом, был вынужден провести три дня без пищи. А на следующий день он построил одному брату сени для кельи и только вечером в награду получил куски черствого, заплесневелого хлеба.
Смиренно отказывался преподобный Сергий от игуменства, когда вся братия умоляла его об этом, и принял это назначение лишь из послушания епископу. По смирению оставил он свою обитель и ушел в «добровольное изгнание», когда узнал, что его родной брат желает быть в монастыре первым.
Смиренно он внял просьбе святителя Алексия, митрополита Московского, и спустя несколько лет вновь вернулся в свой монастырь.
Итак, несмотря на то что смиренный подвижник всячески старался избегать земной славы, на нем в точности исполнилось евангельское обетование: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). О нем еще при жизни знали не только на Руси, но и в Иерусалиме, и на Афоне, и в Константинополе. Радонежский отшельник желал совершенного уединения, безмолвной жизни вдали от суетного мира, а стал игуменом великой обители. Хотел, чтобы лишь Бог знал о его подвигах, а о них вот уже более семи столетий говорит весь православный мир. Являясь великим подвижником, был, по слову Спасителя, «из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).
Своими подвигами и добродетелями, воплотив в жизнь завет Христа: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29), преподобный Сергий достиг небесной высоты, потому составитель тропаря премудро отметил, что вселился в него Пресвятой Дух, и Его действием он был светло украшен.
Преподобный воссиял на русской земле, по слову жизнеописателя, как пресветлая звезда, и его добродетели были на пользу многим людям. Он был чадолюбивый отец отцов и детей, премудрый учитель учителей и учеников, мудрый советник правителей, добрый пасты рь пастырям и пасомым, духовный наставник игуменам, а монашескому чину — как лестница, веду щая к небесной высоте. И что может убедительнее свидетельствовать о высоком идеале святости Преподобного, как не признание его великим подвижником русским народом? Действительно, как бы ни болело русское сердце и где бы ни искало правды, духовным фундаментом навсегда останется имя преподобного Сергия, на которое опирается русская душа. Оно бережно хранится в православном сердце как драгоценнейший Ковчег Духа Святого.
Чем славится Русь? На чем основывается ее непобедимость, стойкость и авторитетность? Чем объясняется сплоченность, соборность русского многонационального народа? С одной стороны, это любовь к Отчизне, с другой — непоколебимая Православная вера. Эти два бесспорных условия помогали русским сохранять свое «собственное лицо», свою самобытность, следовать определенным нравственным ориентирам, смело защищать свою Родину и одерживать славные победы, не падать духом, но вновь и вновь созидать и творить. В нашей истории есть немало имен, достойных подражания. Мы, как жители града Сергиева, обращаем свой духовный взор к его основателю — преподобному Сергию Радонежскому, как нашему русскому Богослову, соотечественнику, христианскому подвижнику и любимому святому, чей пример не теряет своей актуальности и в XXI веке.
Благочинный храмов Сергиево-Посадского округа Сергиево-Посадской епархии, настоятель Успенского кафедрального собора г. Сергиев Посад Московской области игумен Иоанн (Самойлов)
1 Ключевский В. О. Исторические портреты. — М., 1990. — с. 63-76.