Чем отличаются условия современного проектировщика от проектировщика периода 80-00х годов? И почему раньше было лучше – рассказываю в статье.
На мой взгляд, можно выделить следующие обобщающие моменты,общаясь с разными поколениями проектировщиков:
- уменьшились сроки проектирования, соответственно времени на подумать меньше, решения надо выстреливать, как автомат;
- знание программного обеспечения, отслеживание актуальных продуктов и тонкости их использования. Это уже отдельный блок знаний, который нарабатывается годами и ломается раз в 3-5 лет из-за обновления программного обеспечения и требует постоянного внимания. Чертить, как в начале становления кад систем, в одном файле и линиями в слое 0 – признак дурного тона и непрофессионализма;
- увеличилась скорость коммуникаций. Даже с объектами на крайнем севере можно устраивать ВКС и получать ведро вопросов, ответы на которые надо дать вчера. Раньше связи и коммуникаций с площадками было меньше, и меньше дергали по пустякам (бесполезный проектировщик, наш умный монтажник об…обсмотрелся и не может трубу проложить, срочно помоги). Про вотсапы и рабочие группы с чатами говорить не хочу;
- переворот нормативно-технической документации с ног на голову, появление широкого спектра производителей оборудования поставщиков материалов. Раньше специалисты сидели десятилетиями на схожих пунктах НТД и методиках расчета, сейчас же каждые 5 лет какой-нибудь раздел лихорадит от переписывания и внесения измов (например, больше всего досталось ГВС(Т3) и Циркуляции(Т4);
- исполнители закладывали материалы по ГОСТу и оборудование от производителей согласно каталогам, которые присылали в проектные институты. Все было централизовано, скудно, но осмечивалось по понятным единым нормам и расценкам, сейчас же в голове надо держать фирмы-производителей, особенности материалов и их монтажа, из-за перебитой производственной цепочки в спецификацию к специалисту пытаются запихнуть все что угодно, чтобы обосновать цену на закупку для строительно-монтажных работ;
- проектные институты были специализированные или комплексные. Кто на чем специализировался – то и разрабатывал. Не было зоопарка зданий различных назначений в одной организации (за исключением периода 90х);
- наставничество и преемственность. Не смотря на разруху 90х и штиль 00х, оставался какой-никакой пласт специалистов и организаций, которые по инерции еще могли держать преемственность знаний и доводить до готовности новое поколение специалистов себе на смену. В некоторых организациях в одной группе могло работать не одно поколение выпусков учебного заведения. Этих коллег разных поколений объединяли преподаватели, читаемые дисциплины и диалоги в академической среде. Сейчас же, в 20х годах, ощущается перетряхивание направления ВК в целом, а старт карьеры молодым специалистом – рандом удачи, какой тебе руководитель попадет и коллектив (компетентный и готовый делиться знаниями или не очень);
- наличие архивов и баз при организациях. После нулевых многие фонды архивов с проектами были оптимизированы и ликвидированы, знания потеряны, старые спецы не оставили заметок (либо они потерялись), базу данных и объекты аналоги надо собирать и вести самостоятельно, даже если в организации действует служба безопасности (фото, распечатки, ручные заметки и т.д.). Альтернативой архивному фонду при организациях стали форумы типа ABOK и информационные системы «NormaCS» и «Техэксперт»;
- омоложение кадрового состава профильных кафедр. Преподавательский состав формировался на реальных практикующих специалистах из профильных проектных институтов, данный состав стойко пережил 90-ые и 00-ые, однако возраст и время берет свое. К сожалению, в настоящее время чаще всего отбор в состав идет не из практикующих специалистов, а тех, кто не смог найти свое призвание и решил остаться обучать в знакомой среде. Однако это не отменяет того факта, что в преподавательском составе числятся главные инженеры серьезных организаций, руководители фирм или какие-нибудь начальники. Преподают они и для души, и потому что финансовая составляющая позволяет не думать о тех крохах, которые выделяются бюджетом. Замечу, что формирование нового костяка преподавательского состава влияет на качество информационного поля, качество читаемых дисциплин. Нет ничего хуже, чем преемственность методических материалов, которые переписывают молодые преподаватели без должного практического опыта, отсутствует актуализация текстов, методик расчета и рассматриваемых примеров для курсовых и расчетно-графических работ (надеюсь, что методичка по СТОЗ 2018 г. в СПБГАСУ – это шутка или проект). Такие мусорные знания способны негативно повлиять на старт карьеры молодых специалистов.
Какой вывод напрашивается из всего вышеперечисленного? Наша сфера изменилась кардинальным образом, ускорилась, а места, где молодые специалисты доводятся до готовности – исчезают. Теперь у нас частные фирмы и специалисты, которые заинтересованы в прибыли, а молодые специалисты – дополнительная обуза и перспективный конкурент. Поэтому человек сам на ходу должен что-то выхватывать, и хорошо, если он правильно все поймет. Водоснабжение и водоотведение — это не такой простой раздел, как его многие считают.
Более того, случился слом государственной парадигмы и теперь человек предоставлен сам себе, а не какому-то гос.ведомству, которое его пристроит на практику, потом предприятие и даст должностные инструкции и понятный карьерный трек. Теперь проектировщик сам все это должен определять, а также уметь высчитывать стоимость своих проектных услуг. Проблема касается не только молодых специалистов, но и уже работающих, которые кроме оклада не представляют, как оценить их стоимость труда. В итоге человек считает какие-то часы своей стоимости от оклада, и документация, стоимостью от полумиллиона рублей по сборникам цен делается за пару сотен тысяч. И тогда у нас получается демплинг цен среди исполнителей по незнанке, особенно вне Санкт-Петербурга и Москвы, где стоимость проектировщика можно разделить на 2. А как известно, там, где дешевый труд – скотское отношение к исполнителям и вечные попытки проявить свою компетенцию. Причем отдельно взятый человек не будет так себя вести у высокооплачиваемого стоматолога, хирурга или проктолога. С врачами шутки плохи, зато шутки можно шутить с проектировщиками.
Уважаемый читатель, буду очень рад, если вы поставите статье "нравится" и поделитесь в социальных сетях! Подписывайтесь на канал!
Ссылка на первую часть цикла тут.
Так же вы можете присоединиться к сообществу в телеграмм,где выкладываются интересные материалы:
- Группа ТГ — https://t.me/provkru
- Канал ТГ — https://t.me/provru