У сатанизма долгая история, которая не ограничивается христианством. Современная РФ — это страна, в которой интересующийся религией человек вправе выбирать из всего многообразия мировых религий, и это право гражданина закреплено конституционно статьёй 28 Конституции РФ о свободе совести и религии.
#литература #демонизм #сатанизм #история #фурри #правозащита #БугаёваНН #мысливслух #LiterMort
* Статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»
Религия в 21 веке — не обязанность, а частное право. Религия — это форма общественного сознания (определение Гегеля), социальный институт, деятельно направленный на постижение высших сил совместными усилиями. Религия — это форма общественной жизни, наравне с наукой, моралью, искусством или правом. Если вера — это личная внутренняя убеждённость в существовании высших сил, то религия — это коллективная деятельность (или условно индивидуальная, как у «гусара-схимника» из «Двенадцати стульев» или толстовского отца Сергия). В правовом обществе РФ сегодня моральные и аморальные поступки людей находятся в ведении не религии, а законодательства, а вера в наличие или отсутствие высших сил является личным выбором индивидуума. Можно подытожить, сказав, что конституционно гражданин РФ вправе внутренне верить в существование Иисуса Христа, Шивы Натараджи, Зевса-громовержца или Заратустры и внешне молиться им — или не молиться никому, и этот выбор не запятнает честь и репутацию гражданина. Федеральный Закон №125-ФЗ «О религии» гласит, что граждане вправе собираться вместе с единомышленниками и совершать совместные религиозные действия (молиться вместе), при этом не становясь миссионерами и не нарушая общественный порядок, то есть не устраивая митинги, «флешмобы», шествия с рупором и мясорубками, марши и народные бунты, бессмысленные и беспощадные. Миролюбивые и позитивные религиозные действия, следовательно, не противозаконны, если они не мешают автомобильному движению, чистоте улиц, здоровью и покою сограждан и сохранности деревьев и подворотен.
Как же мы, покорители космоса, обладатели мирного атома и бороздители Интернета, докатились до того, что сатана и сатанизм въехали в правовое поле? Почему место нейтрального термина «протизаконные действия» занял мистически окрашенный «сатанизм»? И в здании суда повеяло чем-то библейским… Или не повеяло?
Попытки человека войти в контакт с демонами имеют многотысячелетнюю историю. Но это лишь одно из проявлений того, что называют термином «сатанизм».
* Сатанизм — это культ сатаны, т.е. религиозное служение сатане как божеству (Словарь Ушакова).
* Сатанизм — дьяволизм, практика религиозного почитания дьявола или заключение с ним договора (Энциклопедия Кольера).
* Сатанизм — псевдорелигиозное явление, наравне с шаманством, колдовством, оккультизмом (Исторический словарь галлицизмов русского языка).
* Сатана — (др.-евр. satan - враг) Дьявол, злой дух, олицетворенное злое начало в разных вероучениях (рел.).
* Сатана — (евр. sâtân, арам. sitenâ" или sâtânâ, «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», ср. араб. шайтан; греч. перевод διάβολος, откуда рус. дьявол, нем. Teufel, «чёрт», и араб. Иблис), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства главный антагонист бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла (Энциклопедия мифологии).
* Сатана́ — др.-русск. сатана «σατανᾶς»,также ст.-слав. сотона, русск.-цслав. сотона (например, в Остромировом Евангелии); др. заимств. из греч. σατανᾶς от др.-еврейск. sāṭān. Неубедительно предположение о заимствовании сотона из гот. sаtаnа, вопреки Стендер-Петерсену. Форму «сатана» можно объяснить из «сотона» вторичным приспособлением к греч. форме. Сюда же сатанаи́л "верховный сатана", др.-русск. сотоноилъ, Лаврентьевская летопись под 1169 г., из греч. Σαταναήλ (Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера).
К примеру, др. римляне не считали сатанистами покорённые народы, поклонявшиеся другим богам. А могли бы. Если истинные боги — только римские, то, следовательно, те народы поклонялись кому-то другому? Значит, демонам, которые втерлись к народам в доверие и заняли место богов. Но такова не римская, а средневековая христианская логика. Юлий Цезарь посчитал, что вассальные народы поклонялись тем же богам, что и римляне, но под другими именами. Есть записка Юлия Цезаря, где он перечисляет Меркурия, Афину, Юпитера и прочих в числе богов кельтов.
Логика Юлия гуманна. Его картина мира глубоко религиозна: высшие силы, называемые богами, для него несомненны, как несомненна и власть богов над миром. Если некто обратился к небесам и получил ответ, то ответ будет исходить от истинных богов, которые не имеют конкурентов на небесах. И запрос небесам можно посылать из любой точки мира: откликнется именно Меркурий или Аполлон, Афина или Юпитер. Юлий Цезарь допускал и не оспоривал, что иные народы дадут богам свои имена, что продиктовано языковыми различиями, — но божественное начало неизменно.
В картине Юлия, таким образом, не было места сатанизму: даже если кельты нарядились в «фурри», он усмотрел бы в этом попытку поклоняться тем же самым богам, каких чтил и он. Он толерантно уважал их стиль поклонения, только и всего. Говоря «бог», мыслил Юлий, все имеют в виду одно и то же.
Конечно, не нужно идеализировать толерантность древних италиков: они отнюдь не были ангельски терпимы. Термин «атеист» эллины понимали необычно: таковым называли не неверующего, а еретика. Известен пример Сократа, казнённого за атеизм, однако Сократ в бога верил, просто практиковал иные религиозные подходы: в частности, монотеизм. Инаковость в понимании божественного и была для эллинов атеизмом.
«Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе»: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь [своим учением. — Прим.авт.]».» (Философия: Энциклопедический словарь)
Но то — Сократ, а то — кельты. Кроме того, между Сократом и Юлием Цезарем пролегло более 350 лет, и толерантность успела подрасти.
Иначе мыслили средневековые христиане, потомки прагерманцев, смешавшиеся с местным населением покорённой Римской империи. После свержения Рима христианский Атлант расправил плечи. Монотеистическая (единобожная) система была более категорична, нежели пантеизм (боготворение природы) италиков.
Как прокрустово ложе, монотеизм жёстко отсёк любую «инаковость». Согласно средневеково-христианской картине мира, есть только Бог-Отец (Творец), Бог-Сын (Иисус Христос) и Святой дух, то есть присутствие божественной воли. Согласно этой картине, у Творца не было сыновей или иных родственников вплоть до событий двухтысячелетней давности. Следовательно, согласно Библии, все тысячи лет до Иисуса люди мира могли молиться только Творцу, и никакому иному «аватару».
Однако это не всё. Была ещё разветвлённая система ангелов и архангелов, а также демонов. В принципе, при большом желании люди до Иисуса могли молиться архангелам и просить тех донести до Творца молебные пожелания. При большей терпимости христиане могли решить так: например, глупенькие эллины и римляне по ошибке принимали за своих богов не кого иного, как архангелов. И молились, допустим, архангелу Михаилу, принимая того за Зевса-громовержца. То есть при таком раскладе древние люди оказались бы не совсем еретиками, а просто глупцами, которые даже архангела от бога отличить не могут. Но глупцы — это же лучше, чем сатанисты, не правда ли?
Но христиане Средневековья сочли бедных эллинов и римлян именно сатанистами и осудили их культ. Почему?
Во-первых, в отместку, конечно: италики казнили первых христиан за сектантство — сектанство в то время попахивало экстремизмом. Это вам не Юлий Цезарь с кельтами. Во-вторых, италики со своим рогатым и козлоногим Сатиром не оставили себе шансов реабилитироваться, так как, в-третьих, чёрт для новоприбывших был не парафразой, а конкретным существом, активно противостоящим Богу. Это был, говоря современным языком, злобный монстр, клыкастое, рогатое и волосатое антропоморфное существо, которое жило ради злодеяний в адрес людей и Творца. По сути, главенствовала вера в чудищ, в монстров под кроватью, ворующих детей и души.
Но то была целая отдельная картина мира: как будто на планете Земля не 4, а 5 (!) биологических царств: животных, растений, грибов, бактерий и — чертей, или духов, как отдельного и вполне материального вида существ. Черти для носителя магического сознания материальны и имеют свои ясные задачи: они владеют волшебством, как джинны, и являются природными врагами гомо сапиенсов. Как будто чёрт — это ещё один хищник, а питается он людскими душами. Недаром чёрта зовут «зверь».
Повторюсь, для Средневековья чёрт был так же материален, как собака или птица. Просто хищное и опасное существо, наделённое магическими способностями и стоящее выше человека в пищевой цепи — но ниже Бога. Бог не может постоянно следить за каждым сантиметром Земли, а чертей много, и они повсюду. Черти — тоже твари божьи. Средневековый христианин много времени уделял сочинению разных способов обмануть и отвадить от себя чертей. Но мы, в отличие от Арона Гуревича, не будем в это углубляться.
Предводитель чертей — Сатана, то есть падший ангел Люцифер, — созвучен древнеримскому Сатурну, богу-прародителю, повелителю времени (Кроносу). Сатурн в английском близок к слову сатана: Saturn [ˈsæt.ən] и Satan [seɪ.tən]. Но созвучия в древних языках систематичны.
Согласно средневек. логике, эллины и римляне всё это время поклонялись чертям и сатане, сами того не осознавая и нечестиво называя «богами» нечистых духов. Истинный Бог дал им шанс: пустил на Землю богочеловека Христа, своё воплощение, но римляне и тогда не одумались. Следовательно, все римляне были идейными сатанистами.
* «Сатанинс. культы, которые якобы существовали в нехристианских религиях, – также заведомый нонсенс. Не следует путать с сатанизмом современное колдовство и неоязычество; члены этих групп поклоняются не Сатане, а дохристианским, «языческим» богам. Сатанизм, или поклонение источнику зла, как оно понимается в иудаизме и христианстве, может существовать только благодаря (и вопреки) этой традиции.»
(Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь)
Были ли они сатанистами сознательно, по доброй воле? По велению злых сердец, сознательно отвергающих Творца вселенной, так сказать?
Согласно средневек. теософии, римляне (и кельты, кстати, и вообще все древние народы) были двух видов: истинные злые сатанисты и те, кто всё-таки готов был принять настоящего бога. Первые понимали, что делают подношения и молятся чертям, воплощённому злу, но упорствовали. Они были, соответственно, дьяволопоклонниками. Вторые, наподобие Вергилия, Сократа или Горация, всей душой стремились прочь от нечестивого пантеона — к истине.
(Например, в Ветх.Завете евреи в отсутствие Моисея и Аарона соорудили золотого тельца и затеяли анимализм и идолопоклонство: поклонялись зверю, но по недомыслию и маловерию, страху. Таким «трусишкам», согласно Библии, нужен строгий пастырь.)
Но можно выделить и группу №3: тех, кто искренне поверил чертям и посчитал подделок настоящими богами. Стало быть, вина остаётся за чертями: они явились простодушным древним и назвались богами, при этом являясь дьяволами. Древние поверили и начали им поклоняться. Демоны стали их злыми гениями, ведь гений — это дух.
Эллин (сложил на берегу мясо, кости, жир, жжёт): Боженька, ты слышишь меня?
Сатана (является): Да, я твой боженька.
Эллин: А ты могучий бог, истинный?
Сатана: Я Посейдон, повелитель морей, самые успешные выбирают именно меня.
Эллин (жжёт): Бог, это тебе! Сделай мои стрелы скорейшими молнии, неводы полными рыб, а жену прекраснобедрой!
Сатана: Всё сделаю, только жги и дальше.
Обман длился много тысяч лет. Бог-творец придерживался позиции невмешательства. В этой ситуации «пантеон чертей», обманувших италиков, напоминает злобных взрослых, подговоривших наивных детей делать гадости, а потом смеющихся над юным простодушием, которое творит непотребства и само того не осознаёт.
Например, в «Агнес Грей» Энн Бронте приводит пример злого отца, зовущего малолетнего сынишку в кабинет, где пьют и курят гости-распутники, и подговаривающего малютку сквернословить: произносить названия гениталий, обзывать женщин и матерей гнусными словами, значения которых младенец не понимает. И вот дитя называет свою мать проклятой собачьей самкой, а взрослые хохочут. Сын счастлив, что доставил радость отцу. Его детские уста осквернены похабностями, но в грех его ввёл «сатана» — отец. Сын достоин прощения. Это аллегория действий библейского Сатаны — отца зла, лукаво подстраивающего западни людям.
Но библейский чёрт — это аллегория злонравия для человека просвещенного, а для носителя магического сознания — чудовище из плоти и магии, а не только метафора.
Хотя древние культы можно назвать сатанинскими с точки зрения монотеизма, сам термин в древности отсутствовал.
Монотеизм сменил язычество и нарёк пантеизм нечестивым. А в 17 веке, то есть 1200 лет спустя, как плоды Ренессанса, отдельные сектанты намеренно стали сатанистами. Почему?
* «Сатанизм явился реакцией на иудео-христианскую духовную гегемонию. Первые сатанинские культы были зафиксированы в Европе и Америке в 17 в.
Самой известной из современных сатанистский организаций является амер. «Церковь Бога Сатаны», основанная А. Ла Вэем.»
(Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002)
Если монотеизм — это «духовное самодержавие», то появляются и адепты борьбы с самодержавием. Борцы за свободу. Вспомним призывы времен Николая I, сразу после восстания декабристов, нацеленные на подавление вольномыслия: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». А при слове «обязанность» гений бунтарства резко дёргался с места. Что для Вольтера свобода, для клирика — дух зла.
С 17 века культ сатаны посреди «христианской гегемонии» стал актом вольномыслия. Это была форма бунтарства против «абсолютной монархии». Кому, как не россиянам, наследникам эпохи СССР, не понять сути этого бунтарства: наши революционные прадеды свергли (и убили) православного самодержца и запретили Бога. Заметьте, индифферентизм тоже был под запретом: сохранять нейтралитет возбранялось, Бога требовалось отрицать.
«— Если хочешь знать… я тебе скажу: бога совсем нема.
— А куда делся бог?
— Никуда. Его и не было вовсе.
— Как? Я вчера своими глазами бога видел в церкви.
— Картинки ты видел.
— Нет, иконы.
— Это и есть картинки. Их буржуи намалевали, чтобы…
Васька не договорил, сердитым движением достал афишку и ткнул пальцем, где на карусели были нарисованы духовные лица:
— Чего здесь написано, прочитай.
— «Мы морочим вас».
— То-то же, понимать надо.»
(Л.Жариков «Бог и Лёнька», 1976)
Если группа лиц хочет бунтовать против религиозной системы, не дающей альтернатив и права на оппозицию, есть 4 пути:
а) требовать внесения изменений в систему-гегемон («протестантизм», реформизм);
б) утверждать право на приобщение к иной религиозной системе;
в) отрицать право на существование любых религиозных систем вообще (атеизм);
Г) избегать любых религиозных понятий либо систем, жить вне их (индифферентизм).
Но с точки зрения христианской картины мира, есть только 2 стороны: Бог и сатана, третьего не дано. След-но, согласно христ. монотеизму, после 1922 года Россия стала сатанинской, так как нейтральной позиции для религиозного мышления не существует. Индифферентизм оно приравнивает к сатанизму: «если ты не с нами, то против нас».
* «Численность сатанистов во все времена преувеличивалась».
(Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь)