Если кому-то сейчас сказать, что медведица умеет «воскрешать» своих медвежат, собеседник покрутит у виска и нелестно подумает о ваших интеллектуальных способностях, ну или посчитает, вы так неудачно пошутили. Для человека же, жившего в Средневековье, сказанное вами не только встретит одобрение, он даже увидит в этом скрытый религиозный смысл.
Образованный человек того времени с удовольствием читал бестиарии, эдакий своеобразный аналог «Записок натуралиста» или программы «В мире животных», если хотите.
По мнению средневекового поэта и составителя бестиария Филиппа Танского, медведица, во-первых, сильнее медведя, во-вторых, от нее исходит мерзкий запах, ну и самое интересное:
Медведица вынашивает своих детенышей всего лишь 30 дней, и поэтому они появляются на свет мертвыми. По величине они не больше крысы и не имеют ни глаз, ни шерсти. К жизни их возвращает сама мать путем многодневного тщательного вылизывания.
Тут мы видим аналогию с воскрешением Иисуса. Даром воскрешения обладала не только медведица, но и львицы с пеликанами. На минуточку, экзотическая птица немного ни мало считалась символом самопожертвования Христа.
А что же медведь? Спросит читатель, его, по мнению средневековых составителей бестиариев, можно было приручить с помощью меда, а медвежий жир считался лучшим лекарством от облысения. И, кстати, в отличие от «вонючих» самок, медведь благоухал медом.
Волку же придавались буквально демонические способности: во-первых, волчий укус считался ядовитым, во-вторых, трава вместе, где прошел волк, уже не росла, ну и в-третьих, согласно поверьям, волки умели гипнотизировать человека, если увидят его первым, ну а если человек увидел первым волка, то волк непременно должен был убежать. На чем строилось последнее предположение, я даже не знаю.
Кстати, бравые жители британских островов подошли к проблеме волков радикально и к X веку сильно сократили численность волков у себя на островах.
Ну и, конечно, каждый уважающий себя крупный феодал держал у себя зверинец, так, например, напарник Ричарда Львиное Сердце в третьем крестовом походе и по совместительству его соперник, французский король Филипп Август, открыл зверинец у себя в Венсене.
Кстати, друзья, у вас есть предположения, почему львицы могли «воскрешать» своих детенышей? Делитесь своим мнением в комментариях, ну и не забываем подписываться. Желаю вам, чтобы от вас всегда пахло медом, как от любого медведя!