Илья Крончев-Иванов – исследователь искусства, куратор, арт-медиатор, педагог. Преподаватель программы «Выставочное дело и кураторство» в Центре медиаискусств Академии талантов.
У такого педагога точно есть, чему научиться! Ведь он:
Сокуратор выставочно-просветительского проекта «Мера хаоса. Наука как способ коммуникации» (2020), куратор публичной программы «Блуждающая галерея» в пространстве «Севкабель Порт» (2020), куратор симпозиума «Машины земли: геологические условия искусства глубоких медиа» (2021), победитель конкурса кураторских проектов «Вызов» (2022), дважды номинант премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина (2022, 2023), участник резиденций Центра современного искусства «Сияние» (2023), Дома культуры «ГЭС-2» (2023), участник кураторской лаборатории в рамках Кураторского форума (2023)
— Илья, с чего началось ваше увлечение?
— Я выпускник факультета свободных искусств и наук образовательной модели Liberal Arts СПбГУ. Сначала учился на бакалавриате по профилю «История искусств», а потом в магистратуре на «Кураторских исследованиях».
Еще в бакалавриате устроился научным сотрудником и архивистом в галерею современного искусства «Anna Nova». Работаю там до сих пор и в составе команды галереи готовлю выставки наших художников.
Сегодня я независимый куратор. Являюсь участником открытой редакции журнала «Дискурс». Успешно участвую во многих конкурсах в области современного искусства. Публикуюсь в журналах Colta, Artterritory, Сигма, Around Art, «Дискурс», ART Узел, Art Critique, «Собака» и др.
— Чем привлекательны выставки современного искусства?
— Думаю, что принципиального отличия между выставочным производством классического прошлого или современного нет. В любом случае, это показ предметов, вещей, и хорошая выставка всегда объединяет их. Она помещает все произведения искусства в определённый контекст и становится не обычной развеской работ, где мы не понимаем, чем они между собой связаны, а целой системой.
— И вы учите подростков как данную систему создавать?
— Об этом я как раз расскажу участникам моей программы в Академии талантов в новом учебном году. Мы будем обсуждать, как собрать и создать кураторский проект - выставку или перформативную сессию, или симпозиум.
Но могу приоткрыть завесу тайны: одна из основных задач, что стоит перед куратором - соединение формы и содержания. Когда мы работаем с произведениями искусства, то есть с материалом, очень важно его организовать в пространстве. От этого зависит, в том числе и смысл, и новые интерпретации образов.
Кроме того, ребята учатся разбираться в ключевых направлениях современного искусства, осознанно посещать выставочные пространства, анализировать объекты выставки.
Также смогут разрабатывать авторские концепции и писать критические рецензии и эссе. Но это уже как результат обучения.
— Что из финальных проектов учеников удивило вас?
— Ежегодно мы стараемся делать практические задания. В первый год подготовили выставку в Центре медиаискусств, на второй год обучения создали коллективную инсталляцию и перформанс.
В прошедшем учебном году ребята писали рецензии. Несколько человек выбрали для анализа «Стрит-Арт Хранение» - институция, которая занимается собирательством, исследованием и популяризацией работ художников уличной волны.
Кто-то остановился на выставке «Меланхолия» в KGallery, посвященной искусствоведу Аркадию Ипполитову. Кто-то выбрал выставку арт-группы «Малышки 18:22», она проходила в галерее цифрового искусства «Мастерс».
Тексты у ребят получились замечательные! Очень личные, рефлексивные, в них чувствовался процесс критического осмысления и погружения в исследуемый материал.
— Какую главную задачу ставите перед собой как педагог? Просветить? Увлечь? Научить?
— Мы живем в эпоху переизбытка информации, и педагог — теперь уже не просто человек транслирующий знание. Потому что меня в таком случае сможет заменить любая энциклопедия. Главная моя задача - вдохновить, и она одна из самых сложных.
Когда я получал высшее образование, мне привили одну важную ценность – ценность мысли и свободного мышления. И способность нешаблонно мыслить — как раз то, что я пытаюсь воспитывать и в себе, и в своих учениках.
— Можете поделиться, как вы это делаете?
— Навык свободного мышления формируется за счёт специальных упражнений.
Например, фрирайтинг - свободное письмо. Мы практикуем его на каждом занятии. Обычно я задаю тему или вопрос. Ребята берут пишущее средство и бумагу - очень важно, чтобы были аналоговые приборы, а не компьютер или телефон. И в течение 5 минут записывают все мысли, которые им приходят в голову. Это помогает настроить мыслительные процессы на продуктивный рабочий лад и порой позволяет найти совершенно неожиданные идеи.
Или же есть упражнение, связанное с всматриванием в изображение. Начинаем описывать все, что видим, включая мельчайшие детали. Но делаем так, как будто мы ничего не знаем о картинке, как будто мы - инопланетяне.
Таким образом, формируем дистанцию по отношению к визуалу. Дальше описываем то, чего не видим, представляем, что происходит за пределами кадра или рамки.
И, конечно же, работаем с ассоциациями, интерпретациями и гипертекстами. Всё вместе позволяет создать платформу для того, что называется критическим анализом.
— И просто, и сложно одновременно. Но именно так и формируется экспертность исследователя искусства?
— Мы всего лишь соприкасаемся с будущей деятельностью, потому что наша образовательная программа не ставит целью вырастить профессионалов.
Мы только знакомим, пробуем.
Центр медиаискусств дает отличную возможность школьникам - они могут погрузиться в область современного искусства и понять, что им по душе. Плюс общее развитие для того, чтобы ребята могли чувствовать себя органично и комфортно на выставках, которые являются неотъемлемой частью культурной жизни.
Тем более, когда ты живешь в Петербурге.