С тех пор, как мне стали попадаться интервью инфоцыган, шаманов, тарологов и других «замечательных» людей, я заинтересовался их историями успеха: как продавать курсы, написанные на коленке за пять минут и зарабатывать на этом космические деньги?
Однако, вместо истории становления личности я услышал пустые советы: "Ставь цели и достигай их". Никто не рассказал, как же на самом деле достичь успеха и достичь поставленных целей. Чтобы прийти к результату, сначала нужно научиться ставить цели.
Так как же правильно ставить цели?
Для того, чтобы ставить максимально эффективные и нужные цели, планируйте их по технологии SMART:
S (Specific) Конкретная – Реши, какую конкретную цель ты хочешь достичь.
Цель должна быть сформулирована четко и конкретно, иначе вы не сможете сосредоточить свои усилия или почувствовать себя по-настоящему мотивированным для ее достижения. Цель должна задавать направление работы.
- Чего я хочу достигнуть?
- Почему эта цель для меня важна?
- Кто участвует?
- Где это находится?
- Какие ресурсы или ограничения задействованы?
Пример: увеличить чистую прибыль собственного предприятия.
M (Measurable) Измеримая - Задай единицу измерения результата.
Важно иметь измеримые цели, чтобы вы могли отслеживать свой прогресс и оставаться мотивированным. Необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели, это помогает вам оставаться сосредоточенным, укладываться в сроки и чувствовать волнение от приближения к достижению своей цели.
- Как понять, что цель достигнута?
- Чтобы достигнуть цели необходимо работать над чем?
Пример: пробежать 1 км за 5 минут.
A (Archievabl) Достижимая – Убедись, что у тебя есть ресурсы и инструменты.
Цель также должна быть реалистичной и достижимой, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию. Достижимость цели определяется на основе опыта, ресурсов и ограничений. Если цель кажется недостижимой, ее выполнение стремится к нулю, лучше поставить промежуточную/доступную вам цель. Если цель поставлена и вы её откладываете - нужно ставить цель проще.
- Делали ли это раньше другие?
- Как я могу достичь этой цели?
- Способны ли вы посвятить себя достижению цели?
- Достаточно ли у меня опыта, времени, ресурсов и возможностей для достижения цели?
- Что может помешать или не хватать достижению результата?
Пример: увеличить прибыль собственного предприятия на 25% за счёт снижения себестоимости продукции, автоматизации процессов и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80% от текущего количества.
R (Relevant) Релевантная - Проверь, соответствует ли цель твоей миссии.
Действительно ли ваша цель важна для вас (требуется анализ вопроса «почему я этого хочу?»)? Согласуется ли с другими соответствующими целями в том смысле, что цель может быть реально достигнута с учетом имеющихся ресурсов и времени. Если цель сложная или вы не уверены, что хотите её преследовать, поставьте промежуточную цель для эксперимента. Пройти часть пути — есть ли охота дальше стремиться к ней?
- Что произойдет, если цель не будет достигнута?
Значимая цель отвечает «да» на следующие вопросы:
- Сейчас подходящее время?
- Стоит ли это того, учитывая время и ресурсы?
- Соответствует ли это другим вашим усилиям/потребностям?
- Подхожу ли я для достижения этой цели?
- Применима ли она в нынешних социально-экономических условиях?
Пример: сокращение штата занятых на исполнении автоматизируемых процессов сотрудников на 80% не требует увольнения сотрудников; вместо экономии на сотрудниках, им можно предложить другие должности, где они смогут поднять выручку.
T (Time-bounded) Предельная - Крайний срок достижения результата.
Цель должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки. Если цель не ограничена во времени, не будет ощущения срочности и, следовательно, выполнение цели растянется надолго.
- Когда будет финальный срок достижения цели?
Пример: к окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 % за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации процессов и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества.
Придерживайтесь этих простых правил и увидите, что эффективность растет и вы приходите к своей цели🎯