Проект "Покажи как" продолжает серию обзоров на актуальные выставочные проекты рязанских музеев. Сегодня мы, как и обещали, посвящаем отдельную статью выставке художника Милы Маркеловой, название которой является цитатой из стихотворения "Россия" Александра Блока.
Мила Маркелова - московский художник, работы которого отличаются экспрессией, юмором и нестандартным подходом к реализму в живописи.
При упоминании реализма мы чаще всего думаем о точном воспроизведении объективной реальности, но Мила показывает другой подход: ее реализм обличает бытовую истину, состояние души и скрытые от посторонних глаз мелкие радости жизни. Живопись художника похожа на калейдоскоп сюжетов и тем, среди которых особое внимание уделяется женщине и разнообразным ипостасям любви. Здесь и материнская любовь, и любовь между супругами, а в портретах явно прослеживается любовь художника к людям в их наиболее уязвимых состояниях.
Уязвимость людских душ Мила "выхватывает" из реальности фотографически, ведь многие полотна напоминают семейный архив фотографий: люди кажутся знакомыми, сюжеты прожиты большинством зрителей, а названия часто открывают перед нами дополнительные смыслы. Важно отметить, что размеры картин часто близки к крупноформатным, поэтому зритель может без затруднений "погрузиться" в живописный образ.
Главной же особенностью живописи Милы становится использование коллажной техники: часто картины отражают некое впечатление художника от совокупности объектов и процессов. Так, на одной картине могут уживаться прописанные обобщенно лица, силуэты людей в полный рост, а также буйство красок и текстур. Все это способствует включению механизма узнавания: множество образов, воздействуя на зрителя, сплетаются в знакомое ощущение. Для чего? Чтобы было проще анализировать происходящее. Так психика адаптируется к новым условиям жизни, а художник мягко вовлекает нас в свой мир. Многослойность же становится кинематографическим инструментом построения глубинной мизансцены, при которой все объекты и на переднем, и на заднем плане одинаково важны.
В качестве примера можно привести работу "Ростикс в Москве" (2003), в которой художник сталкивает два образа: спокойный и хорошо одетый "будто бы" создатель KFC (Ростикс, еще в начале 00-х) полковник Сандерс и лишенные личности люди (преимущественно дети). Мы видим лишь их перекошенные лица, гиперболизированные глаза и рты, вызывающие цвета, в отличие от призрачного наблюдателя, получающего деньги за подсаживание на "быстрые идеи". Так видит образ редакция проекта "Покажи как", вы же можете составить свое собственное впечатление.
Критикой общества взгляд Милы назвать нельзя. Мы бы сказали, что художник вносит юмор в иногда угрожающую действительность, показывает светлые стороны жизни и призывает зрителей посмотреть внутрь себя. Без осуждения, с любовью и принятием, с наслаждением красотой.
Художник говорит о красоте через женские портреты с множеством проработанных деталей и фактур, а также через особое отношение к людям почтенного возраста. Одной из наших любимых картин стала "Деревенская парочка" (2023): красота долгой любви, все тот же юношеский блеск в глазах, детские улыбки, дополненные наивными венками из полевых цветов и лучами солнца.
Таким образом, персональная выставка московского художника Милы Маркеловой представляет собой путешествие по закоулкам современной русской души. На полотнах художника можно увидеть рязанцев и множество проявлений их состояний и чувств. Фотографический почерк Милы Маркеловой напоминает творчество австрийской художницы Ксении Хауснер, но погружает нас в истинно русскую реальность с ее радостями и печалями, сложными духовными состояниями и знакомыми с детства атрибутами.
Мы рекомендуем посетить выставку "Плат узорный до бровей...", которая работает в Художественном музее до 31 августа. Уже на этой неделе мы расскажем о цитировании в живописи в нашем Телеграм канале (ссылка в описании профиля). Будем рады видеть вас в социальных сетях проекта "Покажи как"!