А вы знаете, что Плёс называют "столицей" русского пейзажа?
Плёс очарователен!
Прогуливаясь по Плёсу мы погрузились в бесконечную красоту волжских просторов и невероятных пейзажей, которые открываются здесь с каждой возвышенности.
Вот уж действительно "столица" русского пейзажа!
Добрый день дорогие подписчики и гости канала.
Никак не отпускает меня тема старинного русского городка Плёс.
Написав две статьи о прогулке по нему,
я подумала, что не раскрыла тему Плёса в творчестве Исаака Левитана. Не зря же Левитан когда-то так полюбил Плёс.
Есть даже поговорка, что "Плес прославил Левитана, а Левитан прославил Плес".
Сюда едут чаще всего за красивыми пейзажами и вдохновением.
Возвращаются отсюда с картинами, набросками или хотя бы фотографиями.
И вот это своё притяжение Плёс сохраняет уже более 100 лет.
В чём же магия места?
Но, давайте, обо всём по порядку.
Тихий и поэтичный городок Плёс в XIX столетии посетило немало известных личностей того времени: Репин, Саврасов, Верещагин, Рахманинов, Шаляпин.
Но по-настоящему известным Плёс стал благодаря Исааку Левитану, создавшему в этом городе лучшие из своих полотен.
«Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём... оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью», — написал Исаак Левитан о плёсских пейзажах в 1888 году. И показал их на своих картинах.
До Левитана считалось, что скромный русский пейзаж не лучший объект для живописца. Художники ездили на этюды в Италию, Францию, Швейцарию.
Исаак Левитан думал по-другому. Неброский, часто угрюмый северорусский вид он любил больше прочих и мастерски раскрывал на холсте его душу. На картинах Левитана природа испытывает целый спектр эмоций: печалится, ликует, негодует.
В это время стали доступными и очень популярными речные круизы. Многие прибывали в Плёс по Волге теплоходами и задерживались надолго.
На одном из них летом 1888 года сюда приплыл с друзьями 28-ми летний малоизвестный тогда художник Исаак Левитан. Вскоре он превратил Плёс в самое известное пейзажное место на Волге.
По пути из Нижнего Новгорода речные пейзажи не задевали Левитана за живое, он весь был в поисках любимой натуры. Но за Кинешмой художник увидел холмисто-лесные берега, круто убегающие вверх от воды, и обратился к капитану:
"- Что за место?
- Городок Плёс, точнее сказать, городишко...
-Сходим!"
Левитан побежал в каюту за мольбертом и саквояжами. Путешествующие с ним друзья - художники Алексей Степанов и Софья Кувшинникова лишних вопросов задавать не стали - просто тоже сошли на берег.
Художники сняли комнаты в мезонине дома купца Андрея Солодовникова с окнами на реку и деревенскими завтраками. Сейчас в нём дом-музей Левитана.
С самого раннего утра Левитан выходил из дома с мольбертом на перевес: бродил по холмам, выбирал лучшие точки обзора, писал пейзажи с натуры, возвращался затемно.
На три лета Левитан и его друзья-художники сделали Плёс своей творческой резиденцией.
Здесь было вольготно: размеренная жизнь маленького городка, простые люди, близость к любимой природе. Даже не смущало внимание местного населения, которое первое время смотрело на художников как на "труппу бродячего театра".
Они давали повод: Левитан в белом жабо часто посещал местные чайные, полные бородатых старообрядцев, Софья Кувшинникова ходила с ним на охоту в мужских брюках и виртуозно стреляла вальдшнепов - немыслимое поведение для барышни по тем временам. Огромные белые зонты от солнца, которые художники использовали на этюдах, тоже удивляли провинциальную публику.
Работал Левитан в Плёсе страстно и радостно.
Его привлекали златоглавые храмы и деревянная церквушка на вершине горы, крутой берег реки и камерные дворики, панорамные виды и тихие улочки, сияющая свежестью берёзовая роща и нежные полевые цветы.
Именно в Плёсе художник испытал подъем, определивший его дальнейшую творческую жизнь.
Всего в Плёсе он написал более 200 картин, включая теперь признанные шедевры: «Тихую обитель» (1890), «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «Берёзовую рощу» (1889), «После дождя. Плес» (1889).
Близкий друг художника Антон Чехов, увидев его пейзажи из Плёса, сказал, что «...на них появилась улыбка».
Но не только пейзажи писал в Плёсе Левитан. Здесь он работал и над созданием натюрмортов. Исаак Левитан любил изображать лесные и полевые цветы.
Более поздняя работа художника «Над вечным покоем» (1894) произвела настоящий фурор на 22-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге.
Данный пейзаж Левитан скомпоновал из вида на озеро Удомля под Вышним Волочёком и на плёсскую Церковь Святых Петра и Павла. "Церковь в натуре была другая, некрасивая, и Левитан заменил её уютной церквушкой из Плёса", - объясняла Софья Кувшинникова.
Сейчас той церкви уже нет - сгорела в 1903-м. На её место на холме перенесли похожую деревянную церковь Воскресения из села Билюково - семнадцатого века постройки.
Вид на Волгу и Плёс от неё открывается всё такой же головокружительный.
А подняться к церкви можно по той же тропе, по которой взбирался Левитан, - сейчас здесь удобная лестница.
Холм с церковью теперь называют горой Левитана. Стоя на нём, художник написал большинство местных пейзажей, здесь теперь стоит памятник ему - в полный рост.
Стоило Исааку Левитану представить широкой публике пару своих философских пейзажей из маленького городка на Волге, как пленэры в Плёсе стали очень популярны.
В конце XIX начале XX века сюда потянулись художники и малоизвестные, и с мировыми именами: Алексей Саврасов, Илья Репин, Василий Верещагин и другие.
Как недавно Левитан, они гуляли по Плёсу в поисках подходящей для пейзажа точки и переносили увиденное на холст в режиме реального времени.
С 1930-х здесь творили, жили и открывали галереи десятки художников.
В летний период Плёс полностью покрывается сочной зеленью, осенью очаровывает багряно-золотой листвой, а зимой радует белоснежным ковром. Всё это располагает к творчеству и особенно притягивает творческих людей.
Только в Плесе за одним столом одновременно могут встретиться писатели, художники, поэты и другие представители культуры.
Плёс дорожит своими традициями и духом провинциального живописного городка на Волге.
Архитектура, стилистика, приметы XVIII - XIX веков здесь под охраной властей: никаких новомодных высоток и торговых центров с сайдингом.
Не только природа, но и купола церквей, двери кафе, вывески лавок, мощённые брусчаткой мостовые, - всё как при Левитане.
При всём этом Плёс не законсервированная в нафталине старина. Это историческое наследие с комфортом XXI века.
Гости в бутик-отелях за двухсотлетними фасадами спят на современных пуховых перинах, пробуют блюда высокой кухни из местных продуктов и пьют утренний капучино из фарфоровых чашек. Антикварные вывески зовут в современные бары, на отреставрированном причале можно арендовать катер, а на пляже - удобные лежаки.
Чтобы полюбоваться красивыми видами и осмотреть все достопримечательности Плёса, потребуется не более двух дней. Но запомнятся эти два дня на всю жизнь.
Если вам понравился рассказ, ставьте 👍, оставляйте комментарии и подписывайтесь на мой канал.
Спасибо.