Анастасия Шехмаметьева четвёртый год работает яхт-стюардессой. За время работы в море девушка успела не только побывать в разных странах и насладиться красотами природы, но и заработать на свои мечты, включая собственную квартиру в новостройке. Девушка рассказала о том, что представляет из себя работа на яхте, по какому принципу строится рабочий график, о требованиях и обязанностях, отношениях с гостями, интересных случаях, выходных, зарплатах и планах на будущее.
Искала хорошую работу, чтобы заработать на квартиру
Я всю жизнь стремлюсь расширять свои горизонты. Родилась в деревне, затем в школьные годы переехала с семьёй в город Владимир. Позже поступила в лингвистический университет Нижнего Новгорода на специальность «реклама и связи с общественностью». Сейчас не только перебралась за рубеж, но и осваиваю моря. Надеюсь, до космоса дело не дойдёт (улыбается).
До того, как я начала работать на яхтах, я была начальником экспортного отдела на заводе техники. Это звучит престижно, но оклад составлял всего 40-45 тысяч рублей. В то время мне было 24 года, я жила одна и сама себя обеспечивала. Зарплаты хватало на съёмную комнату, иногда на прогулки с друзьями, подарки на праздники и такси в плохую погоду (улыбается). Но, например, на зимнюю куртку приходилось копить. Новые айфоны и отдых за границей казались недосягаемой роскошью.
Сейчас это может показаться странным, но по натуре я домоседка. Для меня дом – это место, где я живу, где я самовыражаюсь, создаю уют и комфорт. С 22 лет я каждый день мечтала о покупке квартиры. Но тогда у меня были отношения, я работала в офисе и не стремилась к переменам, ведь вдвоём легче взять ипотеку. После расставания я грустила, думая, что у меня нет ни детей, ни мужа, ни квартиры, даже кота. Но потом осознала, что меня ничего не держит и я свободна, молода и открыта миру. Я поняла, что готова на многое, лишь бы заработать на квартиру.
Искала любую высокооплачиваемую работу. Рассматривала вахтовый метод, нашла вакансии сборщика клубники за границей за 70 000 рублей в месяц и упаковщика тюбиков зубной пасты (улыбается). Почти решилась, но наткнулась на вакансию официантки на круизном лайнере в России за 90 000 рублей. Там было указано, что знание английского не требуется, а я обожаю английский язык. Мне стало обидно, что мой мастерский английский не будет востребован, и я начала искать работу на зарубежных лайнерах.
Так я наткнулась на вакансии на яхтах, где платят значительно больше. Круизные лайнеры и яхты – это две разные вещи, как туристический автобус и Maybach с личным водителем. К работе на яхтах я готовилась и изучала всё почти год, и уехала бы раньше, если бы не учёба в магистратуре.
Яхт-стюардесса выполняет множество функций на борту
Я всю жизнь стремлюсь расширять свои горизонты. Родилась в деревне, затем в школьные годы переехала с семьёй в город Владимир. Позже поступила в лингвистический университет Нижнего Новгорода на специальность «реклама и связи с общественностью». Сейчас не только перебралась за рубеж, но и осваиваю моря. Надеюсь, до космоса дело не дойдёт (улыбается).
До того, как я начала работать на яхтах, я была начальником экспортного отдела на заводе техники. Это звучит престижно, но оклад составлял всего 40-45 тысяч рублей. В то время мне было 24 года, я жила одна и сама себя обеспечивала. Зарплаты хватало на съёмную комнату, иногда на прогулки с друзьями, подарки на праздники и такси в плохую погоду (улыбается). Но, например, на зимнюю куртку приходилось копить. Новые айфоны и отдых за границей казались недосягаемой роскошью.
Сейчас это может показаться странным, но по натуре я домоседка. Для меня дом – это место, где я живу, где я самовыражаюсь, создаю уют и комфорт. С 22 лет я каждый день мечтала о покупке квартиры. Но тогда у меня были отношения, я работала в офисе и не стремилась к переменам, ведь вдвоём легче взять ипотеку. После расставания я грустила, думая, что у меня нет ни детей, ни мужа, ни квартиры, даже кота. Но потом осознала, что меня ничего не держит и я свободна, молода и открыта миру. Я поняла, что готова на многое, лишь бы заработать на квартиру.
Искала любую высокооплачиваемую работу. Рассматривала вахтовый метод, нашла вакансии сборщика клубники за границей за 70 000 рублей в месяц и упаковщика тюбиков зубной пасты (улыбается). Почти решилась, но наткнулась на вакансию официантки на круизном лайнере в России за 90 000 рублей. Там было указано, что знание английского не требуется, а я обожаю английский язык. Мне стало обидно, что мой мастерский английский не будет востребован, и я начала искать работу на зарубежных лайнерах.
Так я наткнулась на вакансии на яхтах, где платят значительно больше. Круизные лайнеры и яхты – это две разные вещи, как туристический автобус и Maybach с личным водителем. К работе на яхтах я готовилась и изучала всё почти год, и уехала бы раньше, если бы не учёба в магистратуре.
После года подготовки, в 2021 году я увольняюсь с работы, собираю вещи и готовлюсь лететь в Турцию. Но как снег на голову начинается пандемия COVID-19: эпидемия, локдауны. Говорят, что запретят перелёты, поезда, яхты. Пройдя уже сложный и длинный путь, я решаю лететь несмотря ни на что. Было страшно, непонятно куда лечу. Яхтинг - закрытая сфера, информации тогда было критически мало. В мире происходит непонятное, но я всё равно лечу.
Далее мне отказывают из-за татуировки и из-за неполного пакета документов. Я вынуждена была летать обратно в Россию, чтобы доделать документы. В это время в Турции моё резюме пошло «по рукам», капитаны передавали его друг другу, и через три месяца, как раз в июле, в середине сезона, меня пригласили на 30-метровую семейную, приватную моторную яхту в Мармарисе. В мой первый сезон, даже не имея шенгенской визы, мне удалось побывать на яхте в Греции и на Кипре.
Я всю жизнь стремлюсь расширять свои горизонты. Родилась в деревне, затем в школьные годы переехала с семьёй в город Владимир. Позже поступила в лингвистический университет Нижнего Новгорода на специальность «реклама и связи с общественностью». Сейчас не только перебралась за рубеж, но и осваиваю моря. Надеюсь, до космоса дело не дойдёт (улыбается).
До того, как я начала работать на яхтах, я была начальником экспортного отдела на заводе техники. Это звучит престижно, но оклад составлял всего 40-45 тысяч рублей. В то время мне было 24 года, я жила одна и сама себя обеспечивала. Зарплаты хватало на съёмную комнату, иногда на прогулки с друзьями, подарки на праздники и такси в плохую погоду (улыбается). Но, например, на зимнюю куртку приходилось копить. Новые айфоны и отдых за границей казались недосягаемой роскошью.
Сейчас это может показаться странным, но по натуре я домоседка. Для меня дом – это место, где я живу, где я самовыражаюсь, создаю уют и комфорт. С 22 лет я каждый день мечтала о покупке квартиры. Но тогда у меня были отношения, я работала в офисе и не стремилась к переменам, ведь вдвоём легче взять ипотеку. После расставания я грустила, думая, что у меня нет ни детей, ни мужа, ни квартиры, даже кота. Но потом осознала, что меня ничего не держит и я свободна, молода и открыта миру. Я поняла, что готова на многое, лишь бы заработать на квартиру.
Искала любую высокооплачиваемую работу. Рассматривала вахтовый метод, нашла вакансии сборщика клубники за границей за 70 000 рублей в месяц и упаковщика тюбиков зубной пасты (улыбается). Почти решилась, но наткнулась на вакансию официантки на круизном лайнере в России за 90 000 рублей. Там было указано, что знание английского не требуется, а я обожаю английский язык. Мне стало обидно, что мой мастерский английский не будет востребован, и я начала искать работу на зарубежных лайнерах.
Так я наткнулась на вакансии на яхтах, где платят значительно больше. Круизные лайнеры и яхты – это две разные вещи, как туристический автобус и Maybach с личным водителем. К работе на яхтах я готовилась и изучала всё почти год, и уехала бы раньше, если бы не учёба в магистратуре.
После года подготовки, в 2021 году я увольняюсь с работы, собираю вещи и готовлюсь лететь в Турцию. Но как снег на голову начинается пандемия COVID-19: эпидемия, локдауны. Говорят, что запретят перелёты, поезда, яхты. Пройдя уже сложный и длинный путь, я решаю лететь несмотря ни на что. Было страшно, непонятно куда лечу. Яхтинг - закрытая сфера, информации тогда было критически мало. В мире происходит непонятное, но я всё равно лечу.
Далее мне отказывают из-за татуировки и из-за неполного пакета документов. Я вынуждена была летать обратно в Россию, чтобы доделать документы. В это время в Турции моё резюме пошло «по рукам», капитаны передавали его друг другу, и через три месяца, как раз в июле, в середине сезона, меня пригласили на 30-метровую семейную, приватную моторную яхту в Мармарисе. В мой первый сезон, даже не имея шенгенской визы, мне удалось побывать на яхте в Греции и на Кипре.
Я бы назвала стюардессу яхты «многоруким многоногом» (смеётся). Вы делаете всё, чтобы интерьер яхты был чистым, сияющим и комфортным. Гости должны быть в прекрасном настроении, и все их нужды и запросы (в адекватных пределах) должны быть удовлетворены, как в отелях «5 звёзд», только здесь всё на уровне «10 звёзд». Вы отвечаете за уборку, прачечную, и сервис (как официант). На судне также могут быть стюардессы – бьюти-мастера или йога-тренеры.
Я, например, начала работу с маленькой яхты, где я была соло-стюардессой, то есть работала одна. Представьте, что у вас большой дом, и вы ждёте 10 гостей. Я готовила интерьер, напитки, закуски. Убирала, стирала, обслуживала приёмы пищи. У нас не было матроса почти весь первый сезон, так что я ещё и помогала швартоваться: верёвки, якорь, кранцы, вождение тендера. Когда повар болел, я готовила завтраки гостям. Делала финансовые отчёты, выдавала зарплату экипажу, оформляла визы гостям и нам, помогала планировать маршрут, решать вопросы с таможней, меняла флаг яхты и многое другое. Конечно, так не везде. Но многие думают, что тут нужно просто «мыть пол» и улыбаться. Это далеко не так. Мозг и тело работают на все 200%.
В яхтинге есть и требования, и исключения из правил
Я всю жизнь стремлюсь расширять свои горизонты. Родилась в деревне, затем в школьные годы переехала с семьёй в город Владимир. Позже поступила в лингвистический университет Нижнего Новгорода на специальность «реклама и связи с общественностью». Сейчас не только перебралась за рубеж, но и осваиваю моря. Надеюсь, до космоса дело не дойдёт (улыбается).
До того, как я начала работать на яхтах, я была начальником экспортного отдела на заводе техники. Это звучит престижно, но оклад составлял всего 40-45 тысяч рублей. В то время мне было 24 года, я жила одна и сама себя обеспечивала. Зарплаты хватало на съёмную комнату, иногда на прогулки с друзьями, подарки на праздники и такси в плохую погоду (улыбается). Но, например, на зимнюю куртку приходилось копить. Новые айфоны и отдых за границей казались недосягаемой роскошью.
Сейчас это может показаться странным, но по натуре я домоседка. Для меня дом – это место, где я живу, где я самовыражаюсь, создаю уют и комфорт. С 22 лет я каждый день мечтала о покупке квартиры. Но тогда у меня были отношения, я работала в офисе и не стремилась к переменам, ведь вдвоём легче взять ипотеку. После расставания я грустила, думая, что у меня нет ни детей, ни мужа, ни квартиры, даже кота. Но потом осознала, что меня ничего не держит и я свободна, молода и открыта миру. Я поняла, что готова на многое, лишь бы заработать на квартиру.
Искала любую высокооплачиваемую работу. Рассматривала вахтовый метод, нашла вакансии сборщика клубники за границей за 70 000 рублей в месяц и упаковщика тюбиков зубной пасты (улыбается). Почти решилась, но наткнулась на вакансию официантки на круизном лайнере в России за 90 000 рублей. Там было указано, что знание английского не требуется, а я обожаю английский язык. Мне стало обидно, что мой мастерский английский не будет востребован, и я начала искать работу на зарубежных лайнерах.
Так я наткнулась на вакансии на яхтах, где платят значительно больше. Круизные лайнеры и яхты – это две разные вещи, как туристический автобус и Maybach с личным водителем. К работе на яхтах я готовилась и изучала всё почти год, и уехала бы раньше, если бы не учёба в магистратуре.
После года подготовки, в 2021 году я увольняюсь с работы, собираю вещи и готовлюсь лететь в Турцию. Но как снег на голову начинается пандемия COVID-19: эпидемия, локдауны. Говорят, что запретят перелёты, поезда, яхты. Пройдя уже сложный и длинный путь, я решаю лететь несмотря ни на что. Было страшно, непонятно куда лечу. Яхтинг - закрытая сфера, информации тогда было критически мало. В мире происходит непонятное, но я всё равно лечу.
Далее мне отказывают из-за татуировки и из-за неполного пакета документов. Я вынуждена была летать обратно в Россию, чтобы доделать документы. В это время в Турции моё резюме пошло «по рукам», капитаны передавали его друг другу, и через три месяца, как раз в июле, в середине сезона, меня пригласили на 30-метровую семейную, приватную моторную яхту в Мармарисе. В мой первый сезон, даже не имея шенгенской визы, мне удалось побывать на яхте в Греции и на Кипре.
Я бы назвала стюардессу яхты «многоруким многоногом» (смеётся). Вы делаете всё, чтобы интерьер яхты был чистым, сияющим и комфортным. Гости должны быть в прекрасном настроении, и все их нужды и запросы (в адекватных пределах) должны быть удовлетворены, как в отелях «5 звёзд», только здесь всё на уровне «10 звёзд». Вы отвечаете за уборку, прачечную, и сервис (как официант). На судне также могут быть стюардессы – бьюти-мастера или йога-тренеры.
Я, например, начала работу с маленькой яхты, где я была соло-стюардессой, то есть работала одна. Представьте, что у вас большой дом, и вы ждёте 10 гостей. Я готовила интерьер, напитки, закуски. Убирала, стирала, обслуживала приёмы пищи. У нас не было матроса почти весь первый сезон, так что я ещё и помогала швартоваться: верёвки, якорь, кранцы, вождение тендера. Когда повар болел, я готовила завтраки гостям. Делала финансовые отчёты, выдавала зарплату экипажу, оформляла визы гостям и нам, помогала планировать маршрут, решать вопросы с таможней, меняла флаг яхты и многое другое. Конечно, так не везде. Но многие думают, что тут нужно просто «мыть пол» и улыбаться. Это далеко не так. Мозг и тело работают на все 200%.
На яхтах есть «входные» должности: матрос, стюардесса, повар, механик. Дальше вы можете расти по карьерной лестнице. Для новичков алгоритм подготовки к работе одинаков: оформить минимум документов моряка (STCW, ENG1, УЛМ, МК), иметь или освоить профессиональные навыки согласно должности, подтянуть английский язык и сделать грамотное резюме. Идеально искать работу не дистанционно, а на месте. Если рассматриваете страны Шенгенской зоны или Америки, то нужно сделать визы. Да, в подготовку к работе нужно финансово вложиться, но все затраты окупаются в течение первого месяца работы.
Что касается требований, яхтинг открыт не только для девушек, но и для женщин. Хотя подавляющее большинство экипажа – это молодёжь 18-35 лет, я знаю немало успешных людей старше 40. Ограничения могут касаться здоровья: зрения или хронических заболеваний. Часто требуют отсутствие татуировок, особенно для стюардесс, но я живое исключение из правил (улыбается). На Карибах (США, Багамы и т.д.) проще относятся к лишнему весу, татуировкам и возрасту. Специфика есть у каждой страны, и нужно её учитывать.
О влиятельных гостях и общении с ними
Работа на яхтах постоянно ломает мои шаблоны и расширяет рамки мировоззрения. Люди платят огромные деньги за тренинги и курсы по «успешному успеху», мышлению изобилия и прочим подобным вещам. А я, работая на яхте, 24/7 делю пространство и быт с людьми, которые могут заплатить «Forbes» за то, чтобы их там не публиковали. Подсознательно впитываешь, как они начинают день, ведут дела и переговоры, воспитывают детей, как жёны общаются с мужьями и многое другое.
К моему огромному удивлению, эти люди оказались такими же, как мы, с теми же проблемами, страхами и эмоциями. Просто у них другой взгляд на многие вещи, что и привело их туда, где они сейчас.
Честно говоря, иногда гости просто ужинают и общаются, а я стою рядом с ними за баром и без остановки записываю их цитаты и мудрые мысли в заметки (улыбается). У меня одно озарение за другим, и так может продолжаться часами.
После возвращения домой после первого сезона абсолютно все близкие и знакомые отметили, что я выросла как личность, у меня изменилось мышление, я стала более амбициозной, уверенной и сильной. Если вы воспитанный и позитивный человек, у вас не возникнет сложностей в общении с гостями яхт. Люди приехали отдохнуть и расслабиться, так что от вас требуется улыбаться и спокойно выполнять свои обязанности.
Яхты бывают чартерными, где гости сменяются примерно каждую неделю, а бывают приватными. На приват приезжают владелец, его семья и друзья. В таком случае экипаж становится очень приближённым к ним. Думаю, что если мне понадобится помощь влиятельных людей, я смогу воспользоваться этими знакомствами.
О графике работы и отдыхе
Что касается отдыха для экипажа на яхтах, всё зависит от размера яхты, характера капитана или владельца. Наш экипаж невероятно ответственный, и мы всегда стараемся держаться профессионально, без лишних эмоций.
Иногда, когда гости купались в шикарных лагунах с лазурной водой, они уходили на нос яхты, чтобы нас не смущать, и говорили нам тоже поплавать полчасика, потому что было жарко, и мы тоже люди. Это были незабываемые моменты.
Повар обычно готовит одинаковую еду и для гостей, и для нас, так что питаемся мы отлично. В перерывах между турами гостей, при условии сделанной работы, мы купаемся, загораем на палубе, «испытываем» гидроцикл и тендер (улыбается). Многие яхты разрешают экипажу пользоваться дайвинг-оборудованием и водными «игрушками». Но на некоторых яхтах всё формально и строго.
График работы и выходные зависят от численности экипажа, размера и загруженности яхты. Обычно, когда на борту гости, все работают и готовы к переработкам и нестандартному графику. На больших яхтах с большим экипажем возможна ротация (2 месяца работы, 1 месяц оплачиваемый отдых), чёткие смены и выходные.
Без гостей мы обычно работаем с 8:00 до 17:00, выполняем рутинное обслуживание яхты, инвентаризацию, организацию и подготовку яхты к туру или после тура. Вечером у нас свободное время. На выходных путешествия или досуг персонала может оплачивать яхта. Например, мы объездили весь Египет на арендованном авто, видели пирамиды в Гизе, гробницы Луксора, рассекали пустыню на квадроциклах, летали на парашютах, жили в 5-звёздочных отелях, и всё это было для нас бесплатно.
«Первый рабочий сезон был для меня испытанием»
В среднем гости отдыхают на яхтах от одной до трёх недель. Я бы не сказала, что мы много времени проводим в открытом море. Яхтинг чаще всего связан с прибрежными маршрутами. Да, можно пересечь Атлантику, например, из Европы в США, или пройти из Турции в Египет и Саудовскую Аравию, но, скорее всего, гостям это быстро наскучит.
Когда гости на борту, мы чаще всего останавливаемся в живописных лагунах на сутки, а затем швартуемся в новом городе на вторые сутки. Так чередуем локации на протяжении всего отдыха.
Мой первый сезон на яхте был настоящим испытанием. Я была без опыта, и гости заехали на третий день моего прибытия на яхту, превысив лимит по спальным местам. Туры шли друг за другом, и получилось 60 суток абсолютно без выходных, по 18 часов на ногах, выполняя обязанности стюардессы и матроса. О сне можно было только мечтать, и я даже добавляла успокоительное в чай, что привело к аритмии. Хорошо, что такой ритм больше не повторялся, и сейчас мы просим перерывы между турами.
Самое неприятное в работе — это ненормированный график на многих яхтах, из-за чего не удаётся высыпаться. Полгода живёшь с целью радовать гостей и делать всё для их комфорта. А в конце контракта хочется почувствовать себя не обслуживающим персоналом, а гостем, например, в хорошем ресторане или отеле, чтобы кто-то позаботился и о тебе.
Однако, больше всего мне нравится, как расширяется кругозор и углубляется личностное развитие. Ты никогда не будешь прежним. За счёт окружения, чувства владения деньгами, путешествий, нестандартных ситуаций, райских видов и уникального образа жизни ты обретаешь уверенность, адаптивность и невероятную многогранность.
О зарплате, покупке квартиры и закрытии ипотеки за 8 месяцев
У всех новичков на яхтах стартовая зарплата одинаковая: от 2000 до 2500 евро в месяц. С каждым годом опыта зарплата в среднем увеличивается на 500-1000 евро.
Я обожаю яхтинг за отсутствие потолка по зарплатам и за разнообразие карьерных возможностей. Можно расти не только вверх, но и в стороны, например, перейти на работу с яхтами на берегу в качестве менеджера. Для стюардесс высшей точкой карьеры является должность менеджера интерьера яхты.
Когда ты на яхте, деньги просто капают тебе на карту, а расходов практически нет. Первые три месяца работы я была настолько поглощена новыми обязанностями, что даже забыла забрать три зарплаты. Чаевые были такими щедрыми, что я спонтанно купила iPhone, Apple Watch и AirPods, как если бы покупала мороженое. Потом капитан напомнил мне забрать зарплату, и я поняла, что даже не заметила её отсутствия, так как привыкла к маленькому бюджету. Питание, транспорт и гигиенические средства оплачивались за счёт яхты.
Когда я наконец получила всю свою зарплату, я не знала, что с ней делать. Поэтому после 5 месяцев первого сезона я просто наслаждалась жизнью всю зиму: купила MacBook, помогала семье, лечила зубы и ни в чём себе не отказывала.
В работе на яхте много интересных моментов
— Сложно выделить самый запоминающийся радостный момент в работе потому, что их сотни. Вспоминаю стаю дельфинов, окружавшую нас полтора часа. Радугу посреди моря. Как сгребали руками полки в супермаркетах, никогда не глядя на цены. Прыгали с яхты в лазурную воду температуры парного молока. Выдачи зарплат и чаевых. Долгожданное возвращение домой с яхты, и не менее долгожданное возвращение на яхту из дома.
Негативных моментов довольно мало, а самый запоминающийся, связан с небольшим, но первым в моей жизни штормом (улыбается). Я просто испугалась, столкнувшись с ним в жизни, а не в фильме.
Вернувшись на сушу, я первым делом я сплю всю первую неделю и стараюсь не выходить из дома. Потом последовательно провожу время с семьей и близкими. Далее проверяю состояние здоровья, а также стоматология, если нужно. Думаю, куда потратить заработанные деньги, ну и, собственно, трачу: хорошо провожу время, покупаю, вкладываю. Осваиваю или улучшаю навыки стюардессы для своего будущего карьерного роста. Обновляю резюме, добавив новый опыт. Сортирую гигабайты фото видео, снятые за сезон.
Сложно выделить самый запоминающийся радостный момент в работе, потому что их сотни. Вспоминаю, как мы наблюдали стаю дельфинов, окружившую нас на протяжении полутора часов, радугу посреди моря, и как мы захватывали полки в супермаркетах, не глядя на цены. Помню прыжки с яхты в лазурную воду, как парное молоко, и удовольствие от выдачи зарплат и чаевых. Также радостным было долгожданное возвращение домой после сезона и не менее радостное возвращение на яхту из дома.
Негативных моментов, к счастью, немного. Один из наиболее запоминающихся был связан с небольшим, но первым в моей жизни штормом. Я просто испугалась, столкнувшись с ним в реальной жизни, а не на экране телевизора (улыбается).
Вернувшись на сушу, я обычно сплю первую неделю и стараюсь не выходить из дома. Затем последовательно провожу время с семьей и близкими. После этого проверяю состояние здоровья и, если нужно, занимаюсь стоматологией. Думаю, как лучше потратить заработанные деньги, и затем трачу их на хорошее времяпрепровождение, покупки и инвестиции. Также уделяю время улучшению навыков стюардессы для будущего карьерного роста, обновляю резюме, добавляя новый опыт. Не забываю сортировать гигабайты фото и видео, снятых за сезон.
О своём блоге на «Ютубе» и планах на будущее
— Многие мои «морские» коллеги-девушки говорят, что ещё пару лет поработают, и вернутся на сушу. Но это затягивает. Я и сама планировала купить квартиру, и вернуться к прежней жизни. Но, как я говорила выше, это уникальный опыт, и ты никогда не будешь прежним. Эта индустрия перевернула мою жизнь не раз.
Я даже за зиму начинаю скучать по морю и яхтам. Уверена, часть меня навсегда останется в яхтинге. Он научил меня, как можно жить, если сильно постараться. Работа на яхте - одно из лучших, что случилось с моим взглядом на мир, стереотипами, мышлением. У меня появилась не только финансовая почва под ногами, но и уверенность в себе, знание, что я способна на большее, чем казалось раньше. Рамки в голове исчезли, и мысль о покупке своей яхты/ виллы, да и просто о жизни мечты кажется абсолютно нормальной и реальной. Но я, если честно, ещё осознаю и изучаю себя в этой новой личностной трансформации. Поэтому пока я продолжаю работать, думая «ну ещё пару лет». Хотя, я так уже четвёртый год говорю себе (смеётся).