Найти тему
Столица С

«Стоимость реконструкции трассы Саранск — Рузаевка составляет 2,8 миллиарда рублей»

Оглавление

Председатель Госкомтранса РМ Валерий Кандрин — «Столице С»

2024 год в Мордовии может стать одним из самых памятных в плане сдачи дорожных объектов. В декабре должен быть исполнен контракт на строительство самого длинного в республике путепровода (в рамках возведения дороги Светотехстрой — Химмаш в Саранске, цена — почти 4,3 миллиарда) и второго этапа объездной Рузаевки (общая стоимость объекта перевалила за 3 миллиарда). В конце осени ожидается ввод в эксплуатацию нового участка улицы Пролетарской в Саранске (более 500 миллионов рублей). Но не все так гладко, как хотелось бы! В ситуации с тем же путепроводом явственно маячат риски задержки… А что с другими значимыми объектами в регионе? Денис Тюркин поговорил с председателем Государственного комитета по транспорту и дорожному хозяйству Валерием Кандриным.

Валерий Кандрин. Фото: Данила Назаров I Столица С
Валерий Кандрин. Фото: Данила Назаров I Столица С

Крупные объекты

«С»:  Этой зимой истекает контракт на постройку путепровода в рамках дороги Светотехстрой — Химмаш. Недавно был на объекте, делал фоторепортаж. Осталось впечатление, что к сроку подрядчик может не успеть… Слишком мало строителей там сейчас задействовано…

— Контракт на строительство путепровода заключен с ОАО «Хотьковскийавтомост». Срок выполнения работ — до декабря текущего года. Выполнены работы по устройству всех опор (35 штук), смонтированы 273 железобетонные балки на 27 пролетах. Оставшиеся 7 пролетов должны быть металлическими. Но из 2853 тонн металлоконструкций смонтировано 1992 тонны. Из основных оставшихся объемов работ необходимо выполнить устройство выравнивающего слоя из бетона, укладку асфальтобетона, обустройство путепровода. Укладка асфальтобетона включена в контракт. На сегодняшний день имеется отставание от графика производства работ. Претензионная работа с ОАО «Хотьковскийавтомост» ведется. В текущем году выдано более 10 предписаний. В 2023 году на подрядную организацию наложен штраф в связи с нарушением сроков поставки металлоконструкций на объект, но сроки вновь нарушены, и предъявлен новый штраф. Да, действительно, на объекте задействовано слишком мало рабочих на данный момент — 40 вместо 100–120… Риски, что до декабря путепровод не будет готов, существуют.

«С»: Есть точная дата ввода в эксплуатацию второго этапа объездной Рузаевки? Расскажите подробнее о степени готовности объекта.

— Ввод в эксплуатацию объекта планируется в декабре 2024 года. Работы выполняются подрядной организацией ООО «Мордовстройтехника» в соответствии с графиком производства работ со сроком завершения также 20 декабря. Оставшиеся работы: устройство дорожной одежды на транспортной развязке, устройство верхнего слоя покрытия из ЩМА на автомобильной дороге, укрепительные работы, монтаж АПВГК (автоматизированный пост весогабаритного контроля — «С») и АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением — «С»), техническая рекультивация, устройство водоотводных лотков, устройство автобусной остановки… Степень готовности объекта — более 80 %. Рисков по вводу данного объекта не имеется.

«С»: Будет ли введена в эксплуатацию в этом году новая дорога по Пролетарской в Саранске? Если да, то назовите примерную дату. Расскажите подробнее о степени готовности объекта. Какие сложности возникли при строительстве?

— Строительно-монтажные работы выполняет подрядная организация ООО «СТДС», и в соответствии с заключенным муниципальным контрактом срок выполнения работ истекает 30 апреля 2025 года. Однако работы планируется завершить с опережением, ориентировочно в предстоящем ноябре. Техническая готовность объекта на сегодняшний день — 50 %. Стоит отметить, что строительство участка автодороги с путепроводом по улице Пролетарской протяженностью 1,2 км является важным объектом для развития транспортной инфраструктуры республики. Объект включен в Программу социально-экономического развития РМ на 2022–2026 годы. Заказчиком является Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства. На текущий момент ведутся следующие работы: устройство основания под дорогу, завоз глины и песка, устройство моста (устройство песчаного основания под фундамент подпорной стенки около опоры № 2), строительство сетей ливневой канализации (со стороны Строительной и со стороны «Саранскмежрайгаза»), строительство локальных очистных сооружений и так далее. Что касается сложностей при строительстве… Потребовались дополнительные соглашения с ПАО «Т Плюс» (для выноса тепловой сети из зоны строительства дороги) и с ПАО «Россети» (для установки более высокой опоры линии на 10 кВ, так как прежняя не обеспечивала нормативного габарита от поверхности строящейся дороги до нижнего провода линии электроснабжения). Также сложности возникали по завозу необходимого грунта на объект из-за размытия карьеров в весенний период.

«С»: Что с планами по строительству путепровода в Ковылкине и капремонту путепровода в Рузаевке?

— В настоящее время проектная документация на строительство транспортной развязки в Ковылкине и капитальный ремонт путепровода через железную дорогу в Рузаевке находятся на проверке в гос­экспертизе РМ. Ориентировочные сроки получения положительных заключений по данным объектам — третий квартал 2024 года. По Ковылкину имеется финансирование для начала реализации объекта. Капремонт путепровода в Рузаевке планируем начать после ввода в эксплуатацию второго этапа объездной Рузаевки.

«С»: Готов ли проект на реконструкцию дороги Саранск — Рузаевка? Если да, то какие сложности видятся при выполнении работ?

— Реконструкция этой автомобильной дороги запланирована в целях выполнения поручения Президента РФ от 10 июня 2022 по развитию Саранской агломерации. По объекту получено положительное заключение государственной экспертизы от 30 января 2024 года, исходя из которого сметная стоимость реконструкции составляет 2 миллиарда 790 миллионов 842 тысячи 78 рублей в ценах третьего квартала 2023 года. Но в связи с дефицитом средств в республиканском бюджете обеспечить финансирование строительства не представляется возможным. Поэтому в прошлом году мы уже обращались в Минтранс России за поддержкой в финансировании. Министерство экономического развития РФ проводит оценку эффективности капитальных вложений по данному объекту. Когда выводы будут сделаны, мы повторно обратимся за финансированием из федерального бюджета.

К компании «Хотьковский автомост», которая несколько лет возводит путепровод в Саранске, вновь возникли вопросы… Ее специалисты также были задействованы на строительстве второго этапа объездной Рузаевки. Некоторые свои обязательства не исполнили до сих пор. Будет ли исполнен срок контракт по путепроводу в Саранске? Фото: Денис Тюркин I Столица С
К компании «Хотьковский автомост», которая несколько лет возводит путепровод в Саранске, вновь возникли вопросы… Ее специалисты также были задействованы на строительстве второго этапа объездной Рузаевки. Некоторые свои обязательства не исполнили до сих пор. Будет ли исполнен срок контракт по путепроводу в Саранске? Фото: Денис Тюркин I Столица С

Районы

«С»: Дважды не удалось найти подрядчика на выполнение капремонта участка трассы Комсомольский — Атяшево. Очевидно, что в этом году привести в порядок дорогу, которая находится в крайне плохом состоянии, не удастся…

— Вы неправы, в этом году объект будет реализован. К работам приступили. Действительно, объект выставлялся на торги дважды, и дважды не был выбран подрядчик. В первый раз — из-за отсутствия желающих, во второй — из-за несоответствия нашим запросам документации у единственного участника торгов. Но законодательство РФ позволяет в такой ситуации найти подрядчика. Без конкурсной процедуры. На сегодняшний день контракт заключен с ООО «МАПО Транс». Стоимость работ по капитальному ремонту дороги Комсомольский — Атяшево на участке км 6+400 — км 11+545, км 11+945 — км 15+050 составляет 464 миллиона 27 тысяч 44 рубля.

«С»: А что за пропуск почти в середине участка? Моста там вроде нет…

— Там запланировано строительство АПВГК. Ремонт участка, на котором он будет стоять, запланирован в отдельном контракте.

«С»: Перед стартом нацпроекта БКД в 2019 году ремонт дороги Краснослободск — Темников был внесен в план на 2024 год. Вот и прошли 5 лет, а ремонта в этом году не будет. Почему? На какой год он перенесен?

— Выполнение строительно-монтажных работ по данному объекту было запланировано на текущий год, но положительное заключение получено подрядной организацией только в мае (контракт заключен в июне 2023 года). По этой причине пришлось перенести данный объект на 2025 год, так как на тот момент план работ уже был сформирован и полностью обеспечен контрактами, соответственно все лимиты бюджетных средств были заняты.

«С»: Когда, наконец, соединят дорогу Нагаево — Шувары в Кадошкинском районе?

— Проектная документация на строительство данного участка была разработана, но необходима корректировка — в данный момент начинаем ее, предположительный срок завершения корректировки — 2-й квартал 2025 года. Данный участок автомобильной дороги значимый и находится на контроле. С учетом наличия дополнительных лимитов строительство участка автомобильной дороги Нагаево — Шувары рассмотрим в следующем году. В рамках национального проекта мы, к сожалению, не можем выполнить данный вид работ, так как объекты строительства согласовываются с Федеральным дорожным агентством индивидуально, и, как правило, это капиталоемкие объекты.

«С»: Прокомментируйте тендер стоимостью 14 миллионов рублей на капитальный ремонт 50-метрового участка дороги в Большеигнатовском районе. Такая цена за ремонт такого маленького участка — это нормально?

— На участке км 13+780 — км 13+830 автомобильной дороги Большое Игнатово — Спасское — Атяшево находится водопропускная труба. Ее состояние аварийное: имеются значительные просадки и смещения звеньев относительно друг друга, что могло привести к обрушению данной трубы и, соответственно, автомобильной дороги. В этом случае около 500 жителей окажутся отрезанными от районного центра Большое Игнатово и, соответственно, от других населенных пунктов республики, так как данная дорога является тупиковой и не имеет альтернативного маршрута. Так как ширина и высота (2,85 м) земляного полотна автомобильной дороги не позволяют выполнить работы по замене водопропускной трубы на новую по половине проезжей части, было принято решение по устройству временной объездной дороги протяженностью 110,6 метра с временной водопропускной трубой. Так как автомобильная дорога относится к IV технической категории, то устройство временного объезда предусматривается с устройством асфальтобетонного покрытия. На эти цели и уйдет значительная часть финансирования — более 4 миллионов рублей.

Это самый старый действующий автомобильный мост в Мордовии. Железобетонный, построен в 1914 году. Село Хилково, Торбеевский район. Наша история… Скоро умрёт. Фото: Денис Тюркин I Столица С
Это самый старый действующий автомобильный мост в Мордовии. Железобетонный, построен в 1914 году. Село Хилково, Торбеевский район. Наша история… Скоро умрёт. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Тяжеловесы и мосты

«С»: Общество как-то успело подзабыть историю с обрушившимся в 2018 году под весом перегруженного самосвала мостом в Дубенском районе. Каковы итоги разбирательства в суде Упрдора с компанией — владелицей грузовика?

— Напомню, что 9 октября 2018 года на дороге Дубенки — Красино — Ливадка произошло ДТП с участием тяжеловесного транспортного средства. Водитель ИлдюсАллямовичРахметуллов, управляя автомобилем «Рено» с госномером «К 134 CP 13», принадлежащим ООО «Торгово-складской комплекс», осуществлял перевозку строительного песка из карьера «Надежда», расположенного в лесном массиве возле села Николаевка Дубенского района. При движении по мосту через реку Ахматовку вышеназванной дороги, где действовало ограничение по массе транспортного средства 20 тонн, произошло обрушение однопролетного железобетонного моста. Далее долго велись доследственные действия… Дело № А39-10777/2021 по иску Министерства земельных и имущественных отношений РМ к ООО «Торгово-складской комплекс», ООО «Торгово-производственный комплекс» о возмещении ущерба в сумме 36 миллионов 445 тысяч 602 рубля 44 копейки находилось на рассмотрении в Арбитражном суде РМ с октября 2021 года. Решением этой инстанции от 30.01.2023 в иске было отказано. Решение обжаловано в суде апелляционной инстанции, но было оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Далее постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 04.10.2023 решение Арбитражного суда РМ от 30.01.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по интересующему нас делу были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд РМ. В настоящее время назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено.

«С»: Удивительная история! Вот самосвал массой более 50 тонн, вот обрушившийся мост, перед которым висел знак, запрещающий въезд транспорта тяжелее 20 тонн, но суд не видит взаимосвязи?!

— Пока не все потеряно. Ждем продолжения разбирательства.

«С»: Удалось ли наладить нормальную работу весогабаритных рамок в Мордовии? На кочкуровском направлении полотно в месте расположения рамки деформировалось, вылетели тензо-датчики, на большеберезниковском — образовались колеи… В итоге и там, и там рамки не работали.

— В марте 2023 года Упрдор РМ подал исковое заявление к ПАО «Вымпел-Коммуникации», чтобы данная компания устранила недостатки работ, выполненных по государственному контракту № 0809500000321002332 от 11.11.2021 на устройство АПВГК на автомобильной дороге Саранск — Большие Березники. Но решением Арбитражного суда РМ от 19.04.2024 было установлено, что имеющиеся недостатки дорожного покрытия в месте расположения АПВГК не являются гарантийным случаем, потому отсутствуют основания по возложению ответственности за превышение предельных значений глубины колеи в зоне расположения АПВГК на подрядную организацию. В связи с вышеизложенным специалисты Упрдора готовят документацию на восстановление дорожной одежды на данном участке… Упрдор также в этом месяце обеспечит проведение экспертного исследования на предмет установления причин разрушения (деформации) дорожного покрытия в месте размещения АПВГК еще в двух местах: на трассе Саранск — Ромоданово и трассе Саранск — Кочкурово. В сентябре планируем запуск работы АПВГК в тестовом режиме.

«С»: В селе ХилковоТорбеевского района находится один из старейших действующих автомобильных мостов республики. Построен в 1914 году. Несколько лет назад, когда «Столица С» писала об этом объекте, его состояние уже было близко к предаварийному. Есть ли у Госкомтранса планы по реконструкции переправы? Ведь столь старых мостов в Мордовии, по нашим данным, просто нет. И хилковский  вполне может стать архитектурным памятником.

— В настоящее время разрабатывается проектная документация на капитальный ремонт автомобильной дороги Носакино — Хилково, на которой расположен данный мост. Он, кстати, находится в аварийном состоянии, а также не соответствует действующим нормативам. Для приведения его в нормативное состояние фактически потребуется строительство нового моста, что достаточно затратно, поэтому предполагается замена моста на водопропускную трубу. Она обеспечит штатный пропуск вод. Строительно-монтажные работы будут включены в план 2026 года.