Окна есть всегда и везде, в любых помещении, в машине, в студиях, кафе, ресторанах. Игнорировать их нельзя. Окно может выступать как красивый декор и локация, а может выступать как отличный источник света.
Давайте вместе погружаться в магию с окнами и как их использовать. Начнем с моей истории...
Я начинала свой путь фотографом в далеком 2011 году, юной девчонкой, мечтающей стать успешным фотографом. Курсов по фотографии в то время было очень мало, да и денег не хватало. Я закончила пару курсов в единственной фотошколе в городе и пошла тренироваться фотографировать.
Но тема света оставалась для меня непонятной продолжительное время. В особенности это касалось окон, я их боялась и не любила фотографировать с окнами. В моем городе была очень популярная фотостудия, в которой три стены из четырех это ОКНА! Светлая студия, солнечная сторона, одиннадцатый этаж и вид из окна на Ангару, красота! На каждой стороне с окнами локация, деревянные створки, шторки, пледы и подушки. О, как это все тогда было модно на фотосессиях. Клиенты приходили, видели красоту окон и локаций и хотели фото у окна, но я понятия не имела, как их сфотографировать. У меня возникали проблемы с фотографиями у окна: то пересвет в окне, то жесткие лучи солнца, то лица моих героев фотосессии темные….
И тут вселенная подкидывает ситуацию. У меня заказывают свадебную фотосъемку, семья очень большая, родственников много и вот молодожены ставят задачу. Сфотографировать невесту с родственниками и подругами около окна! Точнее на фоне окна! Открытые шторы и полупрозрачная тюль с теснением. Невеста с родственниками стояла спиной к окну на фоне тюли, а я фотографировала их ) поменять место, и встать лицом к окну они не хотели, я предлагала и говорила что по свету так будет лучше. Но нет клиент хотел фото спиной к окну на фоне окна и тюли.
Единственный способ хоть как-то компенсировать световой диапазон, и сделать лица светлыми, а окно не пересвеченным - это вспышка. Импульс вспышки мощный, пространство в маленькой комнате заливается светом вспышки, фото получаются плоские и скучные. Главное, что лица видно, тюль тоже сохраняет текстуру, итог клиент доволен.
Снимала я в формате RAW и потом часами вытягивала тени и детали из светлых участков, так себе занятие, ну и как вы уже понимаете фотографии получались ну совсем даже не очень…. Снимки становились плоские, контраст отсутствовал, а мне хотелось эти фотографиии просто удалить как брак. И тут я поняла, что так больше продолжаться не может, что-то с этими окнами надо делать )
Я не стану говорить: " Никогда не снимайте людей спиной к окну" Ситуации в жизни случаются разные. Используйте вспышку, направленную в потолок, или лучше под углом назад, так, чтобы свет попадал на угол стены и потолка и отражался на моделей, если стены светлые.
Окно – это источник естественного света.
Если погода пасмурная, облачная, свет от окна будет мягкий. Если солнечная погода, то свет от окна жесткий. Про мягкость света, и как отличить мягкий свет от жесткого писала в статье. Свет от окна на фотографии имеет разное направление света. Он может быть прямым, боковым и контровым. О направлении света читать здесь.
Окно перед моделью
Прямой свет, он же основной. Мы ставим модель лицом к окну, фотограф стоит спиной к окну. Свет на лицо модели падает ровно, освещая лицо равномерно с обеих сторон. Получаем хорошо освещенный портрет. В глазах можно разглядеть блики от окна.
Окно в кадре с боку.
Боковой мягкий свет окна. Ставим модель боком к окну. Продумываем позинг, эмоции и идею кадра. Лицо модели направляем к окну, просим смотреть в окно. Получаем задумчивый портрет. Фокусируемся на лице модели, экспозицию занижаем. Получаем контрастный снимок.
Боковой свет может подчеркнуть неровности кожи, морщинки. Используйте такой свет осторожно.
Другой вариант
Когда свет от окна жесткий, яркий. Он создает тень с четкими границами между светом и тенью. В этом случае можно поиграть с тенью. Модель ставим так, чтобы свет попадал на лицо, фокусируемся на свете а лице, а экспозицию занижаем в минус.
Окно перед фотографом
Силуэтные кадры делаем именно так. Окно находится перед фотографом, модель на фоне окна. Модель ставим спиной к камере или боком. Продумываем позинг, исходя из задумки какой хотите получить силуэт. Экспозицию понижаем до тех пор, пока не получим силуэт.
При съемке силуэта на мобильный телефон отключайте функцию HDR, она будет пытаться осветлить темные участки, а нам этого не нужно.
Еще один пример, когда окно находится позади модели. Свет от окна очень яркий, жесткий. Окно создает контровой свет, который подсвечивает волосы.
Благодарю за подписку и дельные советы. Делитесь своим мнением, как вы используете окна в фотографии. Хороших вам кадров!
Все фото в статье, сделаны фотографом Анастасией Кись.