Пешком, без альпинистского снаряжения, ледобуров и верёвки можно дойти по дороге от посёлка Терскол через водопад "Девичьи косы" мимо обсерватории на пике Терскол и новую строющуюся канатную дорогу до станции Гарабаши старой кресельной канатной дороги и далее до станции Гара-баши современной канатной дороги гондольного типа на 3860 и нум.
Мне вообще-то рассказали о том, что дорога та ведёт к станции канатной дороги "Мир", но я дошла до Гарабаши и приюта "Бочки", о чём и расскажу вам в этой статье.
Начало маршрута
У меня оно было на поляне Чегет от гостиницы Чыран. Вышла я поздним утром - в 9:00, и понимала, что мой план А по этой причине под вопросом. План А у меня был дойти до Приюта "Дизельная хижина" - бывшей дизельной станции сгоревшего Приюта 11. Высота Приюта по карте Organic maps - 4050 м над уровнем моря (далее в тексте буду обозначать как нум).
Здесь удобная накатанная грунтовая дорога, и поэтому пошла я в кроссовках для бега. Ботинки несла в рюкзаке и планировала переобуться на высоте примерно 3100 - 3200 м нум.
Водопад "Девичьи косы"
Здесь я планировала набрать питьевой воды, хотя позже я увижу тропинку к стоянке возле верховьев ручья, который ниже стекает в этот самый водопад. Высота места примерно 3000 метров нум, и оно вполне себе вписывается в маршрут, так что имейте в виду.
Возле водопада, вернее, поворота к нему, я планировала перекусить, а по времени я планировала уйти отсюда в 11 часов.
Водопад в это время дня традиционно многолюден. На фото обязательно кто-то попадёт.
План был выдержан - с места привала возле водопада я ушла в 10:55.
Дорога от пика Терскол в сторону канатной дороги
Уйти в нужном направлении к южному склону Эльбруса можно, не поднимаясь к обсерватории. Там по верху идёт тропа с красивыми видовыми площадкам, но если вы там уже многократно бывали, как автор этого повествования, логичнее и оптимальнее повернуть налево гораздо ниже. Так вы сэкономите время, силы и в дальнейшем вам не придётся сбрасывать набранную высоту, потому что нужная дорога проходит ниже и забирает наверх дальше того места, где на неё можно спуститься с дороги, ведущей к бывшей ледовой базе.
На снимке выше слева вы можете видеть обсерваторию на пике Терскол. Я туда не пошла. Место, с которого сделаела тот снимок, показываю на карте 👇
Погода на маршруте
Прогноз погоды обещал дождь днём с 11-ти до 17-ти часов, и я была готова быстро облачиться в куртку. Тёмные тучи гуляли вокруг, и чем выше я поднималась, тем темнее становилось. Во время моего привала на 3166 начало капать. Я быстро надела ходовые штаны поверх беговых бриджей и лёгкую куртку, натянула на рюкзак чехол, но дождь тут же прекратился. Раздеваться я уже не стану, потому что в целом стало уже довольно прохладно.
Настоящего дождя на моём пути так и не случится. Облака будут сгущаться, но видимость будет сохраняться достаточной, чтобы визуально ориентироваться на местности и держать нужное направление.
Известный мне ранее маршрут пролегает мимо 105-го пикета и через бывшую ледовую базу. В основном, народ ходит там. В хижине 105-ого пикета пока ещё можно заночевать на чердаке. В здании бывшей ледовой базы тоже, говорят, ночуют. Опасаясь того, что могу пропустить развилку и поворот на дорогу в сторону канатной дороги, я взяла с собой каремат и кипяток в термосе, чтобы, в случае движения к ледовой базе и усталости продолжать движение дальше по леднику, заночевать в здании этой самой ледовой базы, заварить там свою альпинисткую еду и сделать чай. Баллон газа и горелку решила не брать, потому что дальше в приютах газ есть, а термос я так и так несу для возможного восхождения на Гору. Так что план Б у меня был заночевать на ледовой базе.
Строящаяся канатная дорога с южного склона к обсерватории
Эту станцию стороящейся канатной дороги мы видели в мае 2024-го, когда ходили на прогулку по ущелью Гарабаши. Дорога к ней проходит выше ущелья, и с неё видна тропа подъёма из ущелья к этой же дороге ниже.
Вид на ущелье Гарабаши
Отсюда хорошо видно верхнюю часть ущелья Гарабаши:
Сброс высоты и срезка пути
Впереди я увидела, что дорога делает изгиб и спускается вниз, а затем снова поднимается. Терять высоту я не захотела. Посмотрев на карту, я не увидела каких-либо скал и, соответственно, обрывов прямо по ходу движения. Так я решила пойти прямо, для чего стала забираться на морену, где решу переобуться, потому что в беговых кроссовках идти по нестабильной поверхности с тяжёлым рюкзаком за плечами станет неудобно.
Движение по морене будет отнимать сил заметно больше, чем по дороге. Сама морена представлена волнами то мелких, то крупных камней, которые продавливаются и съезжают из-под ног. Нормальная горная поверхность - просто сил на движение я стала затрачивать больше, и скорость моя упала, зато впереди увидела интересный ландшафт:
Также, здесь есть небольшой водопад:
Водопад красивый, хотя вокруг и суровый пейзаж.
Было желание подойти к водопаду ближе, но путь предстоял не столько длинный, сколько неизвестный, поэтому задерживаться не стала.
А дальше, перешагнув через череду ручьёв, мне придётся подниматься по крутому осыпному склону, который в самом начале будет выглядеть более пологим и удобным для прохождения. Здесь я срежу ещё одну петлю, которую делает дорога, но проходить крутой отрезок буду очень долго - напрягая всё тело, чтобы не съезжать вниз, делая шаги. Рюкзак станет казаться в несколько раз тяжелее, и я начну ругать себя за то, что взяла кипяток в термосе. А ещё - за то, что решила срезать.
На снимке выше как раз почти полностью виден путь моего движения, когда срезала. Выглядит вполне неплохо, и шлось там в общем нормально. А вот дальше места, где сделала это фото, вернее, выше него, начнётся откровенный напряг.
Дальше я не фотографировала, потому что было тяжело даже просто стоять на месте. Каждый шаг требовал огромного напряжения, и когда я выйду на подготовленный горнолыжный склон, мне будет сильно хотеться есть и просто присесть отдохнуть.
Садиться там на склоне меня совершенно не вдозновляло. Мне нужно было место с большими камнями, куда можно было бы примостить рюкзак, чтобы потом было удобно его надеть. Просто поднять его руками с земли и надеть на спину я не смогла бы - тяжеловат был.
Подходящего места не было долго. Сначала я вышла на следующую строющуюся станцию новой канатки, затем, немного поднявшись от неё, увидела подходящие скалы с камнями и устроила привал.
Место было удобным и защищённым от ветра, в облаках, но без осадков. Рядом проходит старая кресельная канатка. Засняла себя на её фоне:
Заварила картофельное пюре с мясом и сливками. Добавила туда тёртого сыра. В оставшуюся в термосе воду заварила чай. Поела вафли с халвой. Всё было вкусно, но усталость говорила мне, что "Бочки" станут окончанием маршрута. Выдвинусь с этого места я уже после 17-ти часов, проведя на маршруте более 8-ми часов. Идти дальше станет не легче, хотя путь уже будет объективно проще. Рюкзак, несмотря на использованный из термоса кипяток, легче не стал.
Прежде чем покинуть место привала, я проинспектировала дальнейший путь, потому что на карте были показаны две дороги - направо и налево. Обе они в последствии сходились.
Видимость была, как можете видеть на фото, совсем уже не очень. Завернув за камни и увидев, что там есть вполне нормальная дорога, вернусь за рюкзаком. Ходить здесь даже налегке, без рюкзака, было не намного легче. Организм нуждался в отдыхе.
Приют "Бочки"
Увидев долгожданные Бочки, я обрадовалась и укрепилась в решении остановиться здесь и больше в этот день никуда не идти.
Стоимость суток проживания здесь в 2024-ом году составляет 1200 р. с человека. Внутри есть свет, розетки на каждую койку, два электрических обогревателя, а на кухне, помимо газовых плит, есть электрический чайник, что очень удобно для таких как я, с заварной едой.
Заселили меня в бочку, в которой ни одного человека не было. Я включила музыку, разложила и развесила сушиться сырые от моего пота вещи, включила обогреватель - расположилась широко и вольготно. Кайф, в общем.
В бочке было тепло и просторно.
Погода на ночь и утро уже не соответствовала прогнозу. Вместо обещанного дождя и снегопада было ясное небо, группы готовились выходить на штурм. Возникло погодное окно, которого не ожидали.
О приюте "Бочки" я ещё расскажу. И покажу больше фотографий кухни и и территории. Оставайтесь на канале, подписывайтесь, нажимайте на "колокольчик" на главной странице канала, чтобы не пропустить новые статьи об Эльбрусе и связанных с ним маршрутов и тем.
О том, как мы в мае 2024-го гуляли по ущелью Гарабаши, читайте тут 👇