Найти в Дзене
Жизнь - она такая...

ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ

Автор: Людмила Белогорская

Сегодня боль была не такой сильной, как обычно. А, может быть, Вера Кузьминична просто убедила себя в этом. Самовнушение, оно тоже имеет место быть. Так или иначе, но от привычного обезболивающего женщина на сей раз отказалась. Обычно после укола она засыпала, но сегодня просто лежала, закрыв глаза, и думала свои горькие думы.

Медсестру Леночку, которая была у неё сиделкой, Вера Кузьминична отпускала в обед часа на два-три. Ей она не нужна в это время, что девчонка будет сидеть напрасно? А так Леночка успевала сбегать к больным, живущим неподалеку, - сделать укол, поставить капельницу. Девушка не отказывалась ни от какой подработки, ведь она одна, без мужа, растила маленькую дочку. Спасибо, родители выручали, забирали малышку из садика, сидели с ней, пока Лена была на работе.

Вера Кузьминична начала уже дремать, открыть глаза её заставил голос дочери, находящейся в гостиной. Из-за неплотно прикрытой двери слышно было каждое слово. Сегодня Вика с мужем Сергеем приехали её навестить.

-Может, не поедем, Вика? Неловко как-то, - убеждал жену Сергей.

-Почему это мы должны отказываться от отдыха? У матери сиделка есть, да и деньги тоже, за деньги кто угодно любые ее капризы выполнит. Надеюсь, за месяц все не успеет растранжирить, - хохотнула Вика.

-Тише, услышит же, - шикнул на неё муж.

-Да она после укола всегда спит, как убитая!

Вика вышла из комнаты, вернулась через несколько минут, видимо, со стаканом чая. Долго звенела ложечкой. Потом снова послышался её голос:

-Вернёмся из Индонезии, я займусь её устройством в дом-интернат для инвалидов.

-А вдруг она не захочет? – засомневался Сергей.

-А куда она денется? И кто её спрашивать будет? Не захочет… Неужели она думает, что я уволюсь с работы, буду сидеть рядом и менять ей памперсы? Ну уж нет!

-Ну-у, не знаю, - протянул Сергей. – Тебе виднее.

-Вот именно. А на деньги от проданной квартиры мы сможем поменять машину и купить дачу, - подытожила Вика. – Идём, дверь можно просто захлопнуть!

Вера Кузьминична долго лежала в оцепенении, зато сердце колотилось так, словно собиралось выскочить из груди. Как же так? Её девочка, её Вика, всегда такая ласковая и внимательная? Нет, не всегда… Вера Кузьминична стала припоминать случаи, когда сквозь безупречные манеры прорывался Викин эгоизм. Когда дочь была особенно заботлива и внимательна, мать чувствовала – что-то ей нужно…

Вера Кузьминична всю жизнь, с момента окончания института, работала юристом, причём последние двенадцать лет – начальником юридического отдела администрации города. Работу свою она любила, и специалистом была грамотным.

Двадцать с лишним лет назад в администрацию поступила жалоба на руководство детского дома. В комиссии, нагрянувшей с проверкой, была и Вера Кузьминична. Они тогда всё дотошно проверили, выявили, действительно, массу нарушений. По итогам проверки были уволены директор детского дома и его заместитель, а также двое воспитателей, применявшие по отношению к детям меры физического воздействия.

В первый же день, когда члены комиссии вошли в игровую, где находились самые маленькие, к ней бросилась девочка лет двух-трех.

-Мама, мамочка пришла! – кричала малышка, обнимая Веру за ноги.

Вера не выдержала, взяла девчушку на руки. Та доверчиво обняла её за шею и спросила:

-Когда ты меня заберёшь домой?

У Веры защипало в глазах. Все последующие дни её мысли были только о Викусе – так звали малышку.

-С ума сошла! – ахнула подруга, когда Вера поделилась с нею решением удочерить девочку. – У тебя ведь есть ребёнок, а мужа, наоборот, нет. Как ты собираешься справляться с двумя детьми?

Но Вера оказалась непреклонна. Даже тот факт, что она воспитывает сына без мужа, не стал препятствием для удочерения. В городе Веру знали и уважали, и все формальности уладили достаточно быстро. Так у пятилетнего сына Саши появилась сестрёнка.

Нельзя сказать, что Вера справлялась со всеми возникающими проблемами на раз-два. Но у неё была замечательная палочка-выручалочка – её бабушка Анастасия, натура деятельная и творческая. Она успевала ходить в хор при Дворце культуры, посещать клуб по интересам и заниматься с правнуками. В особо сложных случаях на помощь призывались мама с отцом.

Вера и не заметила, как пролетело время - дети выросли, получили образование, завели свои семьи. Сын после окончания нефтегазового подался на Север, за романтикой и за деньгами. Вика осталась в родном городе. Вера Кузьминична купила дочери двухкомнатную квартиру. Всё складывалось замечательно. Не за горами пенсия и внуки…

В одну из суббот Вера Кузьминична решила, наконец, принять предложение подруги отдохнуть у неё на даче. Утром, купив кое-что из продуктов, она села в свою «Хонду» и выехала за город.

Ноябрь успел порадовать горожан первым снегом и лёгким морозцем, а к концу недели потеплело и пошёл дождь. Ночью опять подморозило. Дорога местами была скользкой, и Вера ехала не спеша, никого не обгоняя. До поворота на дачный поселок оставалось около километра. И вдруг со второстепенной дороги на большой скорости выскочил КамАЗ. Машину занесло, и она оказалась на встречной полосе, по которой ехала женщина. Мысли в Вериной голове отчаянно заметались. Тормозить? Уходить на встречку? Съехать с трассы? На встречной полосе, как нарочно, несколько машин. Съехать невозможно, дорожная насыпь на полметра возвышается над окружающей местностью. Вера изо всех сил нажала на тормоз, непроизвольно закрыв глаза, чтобы не видеть приближающуюся махину. Удар, звон стекла, острая боль во всем теле и спасительная темнота…

Из мрака забытья Вера выкарабкивалась долго – более двух месяцев. Травмы оказались тяжёлыми: перелом обеих ног, руки, ключицы. Но самое страшное – был повреждён позвоночник. Врач, пряча глаза, обрисовал Вере Кузьминичне невесёлые перспективы: должно произойти чудо, чтобы она вновь смогла встать на ноги.

Вера была обычной женщиной, а не железным человеком. Ночами она плакала в подушку, кусая губы до крови, но утренний обход всегда встречала с сухими глазами. Постепенно она свыклась с мыслью, что ей надо научиться обслуживать себя. Это программа-минимум. А дальше… Иногда случаются и чудеса.

Сын звонил каждый день - и когда она была без сознания, и когда пришла в себя. Вера Кузьминична запретила ему приезжать.

-Лучше летом в отпуск приедете, а сейчас чем вы мне можете помочь? – убеждала она сына и невестку.

Вика навещала её часто, однако надолго не задерживалась. Тяжело ей было видеть мать в таком состоянии.

После выписки Вера Кузьминична по рекомендации нашла сиделку и приготовилась к длительной реабилитации. Сегодняшний невольно подслушанный разговор выбил её из колеи. Она вспоминала маленькую Вику, только что обретшую дом и семью. Как та радовалась своей собственной, а не общей, кукле. Как дочка пошла в первый класс. Вере казалось, что красивее её девочки никого нет. Как получала аттестат об окончании школы... Когда, когда же прозвенел тот, первый, звоночек, который Вера не услышала? Когда послушная и заботливая девочка превратилась в чёрствую бессердечную особу?!

-Вы плакали? Болит сильно? – встревоженно спросила вернувшаяся Леночка.

-Душа болит, - горько улыбнулась Вера Кузьминична.

К вечеру она приняла решение. Через неделю, дождавшись, когда Вика отбудет в отпуск, пригласила своего бывшего зама.

-Олег Николаевич, мне необходимо сделать всё в течение двух, максимум двух с половиной недель, - попросила она. – И позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы меня, не дай Бог, не объявили недееспособной и не оспорили мои действия.

В ближайшую неделю Вера Кузьминична купила двухкомнатную квартиру, оформила дарственную на имя сына. Свою четырёхкомнатную продала. Часть мебели перевезла в новую квартиру, часть – в пансионат, где она получила отдельную комнату с маленькой кухонькой, ванной и туалетом. Оставшиеся деньги положила на счёт, оформив доверенность на сына. И лишь тогда позвонила Александру.

-Мама, как же так? – сокрушался он. – Неужели Вика способна на такое?

-Увы, - вздохнула женщина. – Мне нелегко далось решение продать квартиру, но это суровая необходимость. Я действительно абсолютно беспомощна.

Сын порывался что-то сказать, но мать остановила его:

-Сынок, к вам на Север я не поеду, не предлагай. А здесь, в пансионате, все условия, круглосуточный медицинский уход. Не бесплатно, конечно, но ведь это и не обычный Дом инвалидов. К тому же я не теряю надежду когда-нибудь встать на ноги, всеми силами буду к этому стремиться и бороться с недугом.

Саша помолчал несколько секунд, а потом произнёс:

-Я горжусь тобой, мамочка!

Через неделю Вера Кузьминична, закончив медицинские процедуры, прилегла на диван, включив телевизор. Услышав стук в дверь, она не удивилась – наверное, кто-то из медперсонала. Но на пороге стоял сын Саша с дорожной сумкой и огромным букетом цветов, рядом с ним с корзиной фруктов – его жена Галя.

-Мамуля, не ругайся, мы всего на пару дней, - заявил он. – В отпуск, как и договаривались, приедем летом. И мы вместе с тобой летим на море. Это не обсуждается!