Народная артистка СССР Юлия Борисова покинула этот мир почти год назад. Ко дню памяти, уважаемые читатели, канал "Культура" планирует показать одну из театральных работ величайшей актрисы.
Спектакль "Миллионерша" режиссера Александры Ремизовой, ученицы Евгения Вахтангова, шел на сцене с 1964-го почти пятнадцать лет.
В роли экспрессивной красавицы Эпифании выходила Юлия Борисова. Актрисе в ту пору приближалось к сорока. Она давно снискала славу примы и была в прекрасном игровом тонусе. "Рабочие лошади, готовые вывести на себе любую постановку", - именовала себя и своих талантливых коллег сама актриса.
Они и вознесли спектакль на должную высоту.
Через десяток лет на советском телевидении по моде того времени был снят фильм-спектакль. Вот его и покажет канал "Культура" 27 июля 2024-го. Из множества работ божественно талантливой актрисы выбран именно этот спектакль. Как раз к полувековому юбилею на экране.
Юлия Борисова вспоминала, как она буквально плакала от того, что решительно не нравились эскизы костюмов. "Не то, совсем не то", - твердила актриса, а режиссер в ответ метала гневные возражения. Но на сцену миллионерша все-таки выходила в шляпках, купленных артисткой в Риге.
Главная героиня пьесы Шоу слегка взбалмошная обладательница миллионов влюбляется в бедного доктора-египтянина. Его играет Юрий Яковлев.
Это не единственный дуэт великих вахтанговцев, на сцене они играли много, в частности в знаменитом спектакле Петра Фоменко "Без вины виноватые". Вместе снялись и в картине Ивана Пырьева "Идиот". По приглашению кинематографистов США вдвоем представляли фильм и в Голливуде.
Сегодня же в ожидании знакомого спектакля хочется поговорить о книге "Люблю. Юля". Дело в том, что Юлия Константиновна слыла человеком закрытым, интервью не давала, подробностями своей жизни с журналистами не делилась. Доверилась только Вере Анатольевне Максимовой, много лет служившей Малому театру в должности заместителя художественного руководителя.
И книга 2018 года стала по сути единственной большой публикацией о Борисовой. В книгу вошли рассказы актрисы о детстве и юности, театроведческое представление ее работ, множество семейных снимков
Первые главы повествуют о ранней юности. Примечательно, что великая актриса до поступления в училище при Театре имени Вахтангова не видела ни одного драматического спектакля. Зато обожала Большой театр и часто там бывала.
Ее детство прошло в Москве, они с мамой не уехали из столицы даже в самые страшные октябрьские дни 41-го. Не спускались в убежище, так и пережидали каждую бомбежку в кровати. крепко обнявшись. Девочка засыпала под молитвы в крепких объятиях матери уверенная, что Бог их защитит. Семья была верующей. Юлия Константиновна всю жизнь носила нательный крестик, не вступала в комсомол и партию.
Они ютились в двух маленьких комнатах фамильного трехэтажного особняка напротив Храма преподобного Пимена Великого. Дом деда, крупного строителя-подрядчика, был национализирован. Соседями по коммуналке стали родственники, большую семью Борисовых оставили в родовом гнезде. Девочка росла в окружении многочисленных тетушек и двоюродных братьев-сестер, все были дружны и помогали друг другу. В коммуналку на Краснопролетарской она привела и мужа, сюда же принесла из роддома в 1950-м сына Сашу.
Она была очень стеснительной. Мальчишки в классе дразнили "барынькой". Зла Борисова не помнила, на всю жизнь сохранила теплые отношения с одноклассницей, которая всюду водила робкую подружку за руку.
Когда родня узнала, что Юля хочет стать артисткой, удивились все безмерно, мол, куда ты суешься - сломают. Но в большой семье нашелся и свой актер, двоюродный брат как раз и служил в Театре имени Вахтангова. И жена его взялась подтянуть юную родственницу. Подготовила с ней программу для вступительных экзаменов - басню, прозу и стихи.
Экзаменационная комиссия старания абитуриентки оценила, над отрывком из "Сорочинской ярмарки" посмеялась, а "Сон Татьяны"дослушивать не стала, мол, и так все ясно.
Учиться было интересно. На сценическое движение и танец Юля летела, как на крыльях, а вот этюды давались с трудом. Блестяще получалось только то, что студентка выбирала сама - душой. Ее Наташа Ростова осталась в восприятии однокурсников ярким впечатлением. И очень скоро всем стало ясно, что растет будущая прима.
В прославленный театр она пришла, будучи невестой Евгения Симонова. Сын прославленного режиссера начал за ней ухлестывать, по выражению подруг, как только талант Борисовой стал очевиден для всех. Любимая девушка единственного сына была тепло принята в знаменитой семье.
Но замуж Юля вышла за другого. Встреча с будущим мужем была романтичной. Она бежала по арбатскому переулку к мастерице, чтобы подтянуть петли на чулках. Так в те годы делали все, шелковые чулки стоили немыслимо дорого, даже фильдеперсовые не всем были по карману.
Как ни торопилась юная богиня , чтобы спасти одни-единственные чулки, но не могла не оглянуться, чтобы еще раз посмотреть на импозантного мужчину в перехваченном поясом плаще. Прямо как из американского кино. И надо же, он уже смотрел ей вслед.
Через пару дней они увиделись вновь. Начинающая актриса узнала, что это вернувшийся с войны директор Фронтового филиала Театра имени Вахтангова Исай Спектор. Они начали здороваться, потом галантный кавалер стал провожать Юлю до дома. А на традиционную в Театре встречу Нового года Борисова пришла с одним молодым человеком, ушла же с другим.
Объяснение с Симоновым оказалось бурным, бывший жених был взбешен, сбежавшая невеста выслушала о себе все, что может прокричать в ярости покинутый возлюбленный.
По признанию Борисовой, Евгений был, в общем-то, бабником, женщины всегда вились вокруг него, поэтому утешился он быстро.
Но думается, что при всей любвеобильности династийного режиссера, отношение к Борисовой было особенным. Много лет спустя он посвятит ей цикл стихотворений, одно из которых и заканчивалось словами: - "Не ты ли для сцены была рождена и так вдохновенно царила одна."
Юлия Константиновна очень рано овдовела, Симонов звал ее в родовую квартиру в знаменитом доме для артистов Театра имени Вахтангова в Большом Левшинском переулке. Она отказала. Но теплые дружеские отношения связывали их всю жизнь.
И когда в Театре началась смена власти, она сумела выразить свое осуждение новому художественному руководителю, одному из своих творческих партнеров: - "Миша, мне не нравится, как ты здесь размахиваешь руками на головой своего товарища..."
Борисова прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. Похоронив мужа и сына, находила утешение и радость в окружении бесконечно любящих ее внучек и правнуков.
Оставаясь верной памяти Исая Спектора, попросила высечь на надгробии, что установлено директору Театра имени Вахтангова на Новодевичьем кладбище, от ее имени - "Люблю". Покоится Юлия Константиновна Борисова на Даниловском погосте рядом с сыном и матерью.
Обо всем этом и многом другом и рассказывает книга театроведа Веры Максимовой "Люблю. Юля".
Творческая карьера примы закольцевалась очень символично. Ее последнее появление на сцене - в спектакле "Евгений Онегин". Актриса, выхода которой всегда ждали и встречали аплодисментами, восхитительно читала "Сон Татьяны". Пушкинское слово вело ее через вступительные испытания в театральном училище, когда она поднялась на сцену впервые. И словно проводило в вечность...
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятного чтения хороших книг о любимых актерах и впечатляющих просмотров спектаклей!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на You Tube-версию спектакля "Миллионерша" здесь: