Страны БРИКС довольно-таки долгое время обсуждают такую возможность, как создание новой валюты, которая в перспективе может претендовать на то, чтоб стать альтернативой доллару.
Дискуссии об альтернативе доллару
Николай Платошкин подчеркнул, что доминирование доллара в мире, естественно, устраивает далеко не всех. И по этой причине давно обсуждается возможность создать какую-то альтернативу доллару.
Правда, здесь сразу же возникает вопрос: а какая страна в первую очередь должна получить от этого выгоду? Естественно, формально утверждается, что это будет выгодно многим странам, но в действительности все же в каждой международной структуре, в том числе в БРИКС, явно есть страна, которая в экономическом плане отличается от остальных, которая может в перспективе диктовать свои условия. И в БРИКС на данный момент это, конечно, Китай.
В прошлом были и другие идеи создать альтернативу доллару, но, как можно понять, пока что ничего не вышло. Однако объективно ситуация в мире изменилась, и поэтому, возможно, в ближайшее время в БРИКС решат, что все-таки пришло время создать альтернативу доллару?
Валюта БРИКС
Николай Платошкин сказал, что о новой валюте теперь говорит даже глава Совета Федерации Валентина Матвиенко и многие государственные деятели России. Правда, довольно-таки странно получается, что очень часто от имени БРИКС прежде всего говорят именно представители России.
То есть о новой валюте почему-то так часто не говорят в других странах, и это о чем может свидетельствовать? О том, что действительно в России были бы не против создания этой новой валюты, но разве другие поддержат такое решение?
Нужно понимать главное: БРИКС — это просто торговая структура между отдельными странами. Понятно, что члены БРИКС могут друг другу делать скидки, различные послабления, но объективно они все равно заинтересованы в том, чтоб торговать с США, странами западной Европы.
И причина тут очевидная: в этих странах больше денег. Их доля в мировом потреблении выше, чем у других государств. Из-за этого и их валюта (доллары, евро) остается стабильной и востребованной.
Точка зрения Николая Платошкина
Николай Платошкин считает, что идея создать валюту БРИКС не является особенно перспективной, поскольку в основном речь идёт о каких странах? О странах, которые экспортируют природные ресурсы, товары, продукты питания.
Торгуют ли они между собой? Конечно торгуют. Но это никак нельзя сравнить с тем, как они торгуют с США или со странами Евросоюза. То есть и для Китая, и для Индии эти страны являются главными экономическими партнёрами, а не страны БРИКС.
Наоборот, если говорить о торговле между странами БРИКС, то зачастую можно отметить некоторые моменты, которые вряд ли выгодны России. Так, к примеру, можно вспомнить о том, что Китай готов покупать российскую нефть только с большими скидками, а покупать газ хочет только по внутрироссийским ценам.
С Индией тоже странный момент: нефть Индия покупала не за доллары, а за свою валюту. Но в итоге выяснилось, что есть ограничения на вывоз рупий. Следовательно, Россия просто долгое время не получает деньги за нефть.
Понятно, что ни о какой особой выгоде тут говорить не приходится. И эта «дружба» вряд ли в интересах России. Изменит ли что-то создание валюты БРИКС? Вряд ли. Скорее эта валюта будет привязана к юаню и не будет от него особенно ничем отличаться.
А что такое юань? Это неконвертируемая валюта, то есть в мире на неё особого спроса нет. И это означает только то, что и Китаю, и Индии, и остальным странам БРИКС все равно нужны доллары, чтоб торговать практически со всеми странами, а не только с несколькими странами.
Так что создание валюты БРИКС возможно, это усилит Китай на региональном уровне, но валюта БРИКС не станет мировой валютой в современных условиях, с точки зрения Николая Платошкина, не сможет стать альтернативой доллару.