- «Нерассказанная правдивая история, вдохновившая легенду» - это официальный слоган киноленты «Король Артур», мировая премьера которой состоялась в августе 2004 года. Слоган, который совершенно не вдохновил кинокритиков и зарубежных зрителей. Ибо этот масштабный кинопроект с огромными вложениями, наглядный пример того, как даже самый профессиональный подход в создании фильма, не гарантирует авторам успеха.
- Впервые идея о съемках фильма посетила студийных заседателей Тачстоун пикчерс еще в 2001 году, аккурат сразу после премьеры «Гладиатора» Ридли Скотта, в конце 2001 года идея стала навязчивой и они подключили к проекту Джери Брукхаймера одного из самых известных продюсеров голливудской обители. Изначально Тачстоун могли раскошелиться на 75 миллионов долларов, но Джерри включив режим босса и вовсю сверкая авторитетом сумел подключить к проекту несколько студий, увеличив бюджет до 105 миллионов зеленых, впоследствии пришлось добавлять в казну фильма Короля Артура еще 15 миллионов. Итого бюджет картины составил 120 миллионов баксов.
- В режиссеры позвали Антуана Фукуа, у которого тогда не было аж никакого опыта в создании пеплумов, ранее он снял «Слезы солнца» с Брюсом Уилисом, фильм вдребезги разбитый критиками, а еще раньше был режиссером картины «Тренировочный день» - классика криминального жанра, собравшая неплохой урожай из престижных кинопремии и наград. Многие из критиков почитали назначение Фукуа глобальной ошибкой Джерри, который мог усадить в режиссерское кресло Ридли Скотта, но с ним не договорился, ибо он снимал «Царство небесное».
- Композитором фильма утвердили Ханса Циммера, уж этот творец не нуждается в дополнительных представлениях, приложил руку к написанию музыки ко многим известнейшим фильмам. А вот основную композицию - «Расскажи мне, что ты видишь», способную пробрать и растрогать зрителя исполнила Мойя Бреннан, которую в родной Ирландии называют не иначе как богиней кельтской музыки. Кстати, она старшая сестры знаменитой певицы Эния.
- Снимали в Англии, Уэльсе и Ирландии, красивые места выбирали, всё натурально, атмосферно. Основную часть стены хотели создать используя графику, но затем решили не искать простых путей и построить стену, четыре строительных бригады сменяли друг друга, всего было задействовано более четырехсот человек, которые работали почти пять месяцев, такое упорство было похвально, но совсем не радовало заседателей студии, ведь реальная стена обошлась куда дороже графической.
- Для съемок фильма заказали 250 мечей, их делали в Китае и Турции. Затем оказалось, что мечей остро не хватает и дополнительно заказали еще 150 мечей, которые уже в ускоренном режиме изготавливали в Англии и Уэльсе. И эти обошлись в полтора раза дороже, чем китайские и турецкие мечи. Так же было заказано и изготовлено 750 копий и 400 топоров.
- Было пошито более двух тысяч тысяч костюмов и это превысило изначальный шмоточный план в тысячу костюмов.
- В Англии и Ирландии набирали группу для съемок массовки, в том числе и тех, кто будет участвовать в батальных сценах. И здесь была масса проблем и разногласий. Фукуа был недоволен навыками предоставленных людей, ему вторил занимавшаяся хореографией боевых сцен Стив Дент, мол многие из этих мужиков даже меч правильно держать не могут, поставь вместо них манекенов в костюмах и то лучше будет, а главное дешевле. В общем ряд криворуких бойцов был отправлен в отставку. Провели повторный каст, опять время, опять деньги, при этом на передовой в кадре использовали проверенных бойцов-каскадеров из команды Дента.
- Во время батальных сцен Фукуа был запредельно требователен и порой заставлял отрабатывать актеров помногу раз каждое движение. По слухам некоторые были недовольны таким тираническим подходом, когда съемки затягивались и длились по 12 часов в сутки. Во время съемок каскадеры получили множество травм и повреждений, ну то есть они есть всегда в подобных фильмах, но в случаи с батальными сценами «Короля Арутра» был явный перебор. Здесь вам и переломы рук, ребер, растяжения, разрывы связок и прочие неприятности. Инсайдер Карл Ирвинг утверждал что ассоциация каскадеров прознав о такой жесте на съемках, грозилась судом Фукуа и Брукхаймеру, но в итоге дальше угроз и сотрясания воздуха дело не дошло.
- Мэл Гибсон и Хью Джекман по разным причинам отказались от участия в съемках. И роль Артура получил Клайв Оуэн, а персональным фаворитом режиссера был Дэниэл Крэйг, но Брукхаймер решил, что Оуэн лучший вариант. Клайв работал с особым рвением, свалился с лошади, повредил плечо и спину, провалялся три дня с температурой, а Фукуа и Францони его очень хвалили, местами явно больше чем других актеров.
- Киру Найтли критики называли неудачной версией Гвинервы, мол слабое исполнение местами наигранно, а где-то по их мнению Кира откровенно переигрывала. Мнения разделились, может ли Кира претендовать на статус серьезной драматической актрисы или нет? Брукхаймер точно знал, что ему нужна эта актриса, ведь после «Пиратов Карибского моря» и роли Элизабет Суон, Кира стремительно набирала была популярность у зрителя.
- Снег во всех сценах фильма искусственный. Во время съемок в Ирландии и Уэльсе температура была на порядок выше нормы, Фукуа называл это неприятным погодным сюрпризом, сыгравшим против съемочной группы.
- Короля Уэссекса возглавлявшего войско саксов, сыграл Стеллан Скарсгард, который, трижды отказывался от этой роли, студия искала ему замену. Но Фукуа настаивал на его утверждении и упорно преследовал актера, Францони даже переписал сценарий как того хотел Скарсгард, студия согласилась предоставить актеру процент от сборов и в общем с четвертой попытки Стеллан таки согласился.
- Финальную битву снимали почти две недели, меняя локации и декорации в Ирландии и Уэльсе. Погода была изменчива и вносила коррективы, дождь не давал возможности снимать, приходилось переносить съемки.
- Сам финал фильма переписали и пересняли. Была отснята и добавлена в основной монтаж свадьбы героев Найтли и Оуэна, сам Фукуа считал такой финал неудачным. Режиссер считал изначально отснятый угрюмый финал был лучшей версией, где после битвы была сцена похорон с небольшим монологом Борса, а из костра у могилы Ланселота подымался густой черный дым и на этом следовали титры. А переснимали из-за того, что зрителям не понравилась версия Фукуа на тестовых показах.
- У Короля Артура была роскошная рекламная компания, которая была увеличена с 25 до 40 миллионов долларов. Студия анонсировала пеплум, как основной в жанре 2004 года, постеры фильма были всюду. В кой-то веки у фильма была достойная рекламная компания в Азии, а именно в Японии, Кореи и Китае, но и это не помогло, в кинотеатрах фильм собрал там крайне мало. Особо болезненным ударом стал крах в американском прокате, где собрали лишь 52 миллиона. В мировых кинотеатрах фильм собрал почти 152 миллиона, итого суммарно собрав 204 миллиона. Итог: кассовый провал.
- Болезненно соль на раны высыпали критики, которые со старта принялись разносить фильм, уничтожая его по всем параметрам, мол, нелепая выдумка когда повыдергивали персонажей из разных эпох и закинули их в одну яму, смешав и переврав ключевые события и характеры героев. Кроме них подрядились историки, которые уничтожили сценарий, досталось Францони от них еще больше чем за «Гладиатора». По итогу гневных дел, фильм от критикующей братвы заполучил аж 73% отрицательных отзыва.