Найти в Дзене

Императорский фарфоровый завод отстоял кобальтовую сетку у предприятия из Пензы

Императорский фарфоровый завод добился запрета для пензенской компании «Мир посуды» использовать на своей продукции рисунок «Сеточка». Петербургское предприятие доказало, что орнамент, запатентованный еще в 2021 году пензенской компанией, слишком похож на знаменитую на весь мир кобальтовую сетку.

Палата по патентным спорам 9 июля обязала Роспатент снять охрану с товарного знака «Сеточка», принадлежащего «Мир посуды». Обжаловать это решение пензенская компания может в Суде по интеллектуальным правам.

«Сеточка» представляет собой геометрический орнамент, состоящий из желтых линий и синих вкраплений на белом фоне. В то время как кобальтовая сетка — это синие линии с желтыми вкраплениями.

Больше двух лет продукция, созданная по дизайну, запатентованному «Миром посуды», свободно продавалась на рынке. Товарный знак был оформлен для 21-го класса товаров по международной классификации товаров и услуг и распространялся на широкий перечень кухонной утвари от чайных пар до кастрюль. В октябре 2023 года продукцию с «Сеточкой» от «Мира посуды» заметили представители Императорского фарфорового завода, через Палату по патентным спорам они потребовали запретить предприятию использовать этот рисунок.

СПРАВКА MASHNEWS

Рисунок «кобальтовая сетка» появился на сервизах Императорского фарфорового завода (в годы СССР — Государственный фарфоровый завод) в 1944 году, автор орнамента — художница Анна Яцкевич. Есть версия, что при создании рисунка автор вдохновлялась орнаментом, разработанным в XVIIIвеке основателем российской фарфоровой промышленности Дмитрием Виноградовым. Сервиз с синей сеткой на белом фоне он презентовал Елизавете Петровне. По другой версии кобальтовая сетка — это отсыл к бомбежкам блокадного Ленинграда, когда горожане заклеивали окна крест на крест. Анна Яццевич пережила блокаду и видела такие окна в родном городе каждый день. В 1958 году рисунок кобальтовая сетка был представлен на Всемирной выставке в Париже удостоен золотой медали. Сейчас продукция с кобальтовой сеткой - это визитная карточка Императорского фарфорового завода.

В «Мире посуды» с претензиями петербургского предприятия не согласились. Компания пыталась доказать, что запатентованный ею орнамент выглядит по-другому, с сама продукция представлена в совсем разных ценовых категориях. Если чайная пара с кобальтовой сеткой от Императорского фарфорового завода стоит в среднем 5,3 тысяч рублей, то в «Мире посуды» - чуть более 700. Поэтому потенциальный покупатель ошибиться никак не может.

Также пензенская компания провела интернет-опрос, в котором приняли участие 500 респондентов, 89% из них заявили о том, что рисунки выглядят по-разному и спутать их невозможно. Кроме того, продукция «Мира посуды» вплоть до подачи возражения на товарный знак свободно продавалась на рынке и никакого протеста у потребителей не вызывала.

Тем не менее, Палата по интеллектуальным спорам встала на сторону Императорского фарфорового завода, указав, что кобальтовая сетка широко известна, а объемы продукции «Мира посуды» оценить сложно. К тому же, несмотря на то, что пензенская компания оформляла свой товарный знак для широкой номенклатуры кухонной утвари, некоторые позиции все-таки схожи с теми, что производятся Императорским фарфоровым заводом.

Примечательно, что сама пензенская компания спорную продукцию не производит. Серия «Сеточка», вызвавшая разбирательство, изготавливается в Китае. Но по действующему законодательству правообладатель не обязан искать непосредственного производителя, он может подать претензии к продавцу, который выводит спорный товар на рынок. Mashnews подробно рассказывал о том, как реализуется этот принцип на примере контрафактных зубных щеток.

СПРАВКА MASHNEWS

Компания «Мир посуды» зарегистрирована в 2014 году, специализируется на оптовой торговле посудой. Выручка компании за 2023 год составила 627 млн рублей, чистая прибыль — 4,5 млн рублей. Императорский фарфоровый завод ведет свою деятельность с 1744 года, это старейшее в России предприятие по производству фарфора. Нынешнее юрлицо зарегистрировано в 1993 году. Выручка за 2023 год составила 3,5 млрд рублей, чистая прибыль — 117 млн рублей.