Не секрет, что триумфальные ворота в нашей стране начали возводить еще при Петре I. Изысканно декорированные арки служили символом торжественной встречи.
Поэтому даже лайнер, совершивший первый полет по новому маршруту или впервые прибывший во флот авиакомпании, встречают хоть и водной, но аркой.
Мы прогулялись под сводами триумфальных ворот и арок городов нашей страны и составили ТОП самых примечательных.
Триумфальная арка в Москве
Одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы после Кремля и комплекса Москва-Сити. Впервые они были возведены в 1829—1834 годах в честь русского войска, которое возглавлялось Александром I, после победы над Наполеоном. Позднее ее заменила каменная постройка, украшенная чугунными скульптурами богини Ники в колеснице, запряженной шестеркой лошадей, барельефными композициями «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва».
Арка находится на подъезде к Поклонной горе, на Кутузовском проспекте. Встречает многочисленные потоки транспорта. Кстати, ее часто можно увидеть в кино и сериалах с панорамного ракурса, когда по задумке режиссёра необходимо показать быстроту движения жизни в Москве.
Нарвские ворота в Санкт-Петербурге
В Петербурге сооружение было возведено приблизительно в те же года, что и «Московский собрат», о котором мы рассказали выше и, кстати, по тому же поводу. Впервые арка, встречавшая русские войска, была выстроена из дерева и алебастра. Однако просуществовала она недолго. Тем не менее, уже в 1814 году российская армия прошла под ней четырежды, прежде чем обновленный аналог был выстроен несколько южнее прежнего места.
Реконструированная версия получила свои особенности. Помимо других материалов (кирпича и медных листов), скульптуры римских воинов сменили русские богатыри из меди. Примечательно, что сегодня во внутренней части памятника по адресу пл. Стачек, 1 размещен музей.
Бранденбургские ворота в Калининграде
Вид этих ворот вам наверняка знаком. Бранденбургские ворота Калининграда (бывшего немецкого Кенигсберга) – одна из семи сохранившихся арок, которые были построены в 19 веке. Аналогичные ворота возведены в столице Германии. Возведённые из дерева арки венчали дорогу из Кенигсберга к замку на заливе Фришес Хаф (ныне Ушаково).
Во время реставрации в 1843 году врат увенчал остроконечный декор: фронтоны, крестообразные цветы, гербы и медальоны с изображением прусских градоначальников. Кстати, ворота до сих пор используются по своему прямому назначению: под сводами арок проходит транспорт.
Николаевские триумфальные врата во Владивостоке
Яркие ворота первоначально были возведены за личные средства купцов, промышленников и других простых горожан в честь Цесаревича Николая, который в 1891 году путешествовал на Дальнем Востоке. Однако простояли они недолго и в советские времена были демонтированы.
А вот в начале 2000-х началось восстановление арки. Примечательно, что т.к. первоначальные чертежи не сохранились, восстанавливали ее по старинным записям и фото. И сейчас она вновь возвышается на восточной окраине Адмиральского сквера.
Триумфальная арка в Благовещенске
Арка также была возведена в честь путешествия Николая II по Дальнему Востоку и посещения им Благовещенска. Кстати, из посещенных в регионе Цесаревичем городов Благовещенск был самым крупным и богатым, а потому Благовещенская арка стала самой высокой из четырех подобных на Дальнем Востоке.
Увы, и это сооружение было разобрано в советское время, т.к. пришло в негодность от ненастной неблагоприятной погоды и наводнения в 1928 году. А в 2000-е годы было принято решение заново возвести здесь врата. Однако здесь при восстановлении повезло больше: некоторые архивные документы все же сохранились. Любопытно, что во время реконструкции строители обнаружили остатки старого основания. Они, конечно же, были переданы в музей.