Найти тему

"До чего дошёл прогресс?"

Оглавление

Да чем же так не угодил ЕГЭ, что его захотели заменить цифровым портфолио школьника?

Портфолио школьника названо альтернативой для ЕГЭ

А как же "благая весть" от тех же руководителей нашей образовательной системы, что к 2025 году ЕГЭ будет полностью соответствовать единым образовательным программам, приведённым в соответствие со стандартами федерального уровня? Это что? Невозможно сделать? Я уже писала статью на эту тему, но никак тогда не думала, что не доведя проект цифровизации медицины до конца, вдруг появятся предложения провести полную цифровизацию образовательной системы, отменить вообще все выпускные экзамены и перевести всё в облачные хранилища (или куда ещё?)

«На всякого мудреца довольно простоты» — Александр Островский.

Давайте для начала посмотрим, как у нас обстоят дела с информатизацией и цифровизацией медицины и с телемедициной, которую активно внедряют аж с 2000 года.

Цифровизация медицины была задумана как важный шаг к улучшению доступности и качества медицинских услуг. Она должна была в первую очередь стать клиентоориентированной. Однако, в России этот процесс не удаётся успешно реализовать. Проблема заключается в нескольких ключевых аспектах. Первый – это недостаточное финансирование и неэффективное распределение средств. Многие медицинские учреждения не имеют достаточных средств для внедрения цифровых технологий.

Второй аспект – это отсутствие единой информационной системы, которая объединила бы все медицинские учреждения страны. В России каждая клиника или больница использует свои собственные программы и базы данных, что затрудняет обмен информацией между учреждениями.

Третий аспект – это недостаточная подготовка медицинского персонала к работе с цифровыми технологиями. Многие врачи и медсестры не имеют достаточных навыков для работы с компьютерами и программами, что замедляет процесс внедрения цифровых технологий.

Четвертый аспект – это отсутствие регуляторного законодательства, которое бы регулировало сбор, хранение и обмен медицинскими данными. В России нет четких правил и стандартов по защите конфиденциальности пациентов, что осложняет внедрение цифровых технологий в медицинской сфере.

И вот отзывы простых людей, которые уже имеют электронные медицинские карты. А сколько ещё их даже не имеют.)

Отзыв 1.
Отзыв 1.
Отзыв 2.
Отзыв 2.
Отзыв 3.
Отзыв 3.

А ведь это, на минуточку, медицинские документы и статью 327 УК РФ (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков) никто не отменял. Но вот есть же почему то в электронном виде. Может хватит уже для полной картины? И ещё не забываем о персональных данных! Если уж с сайта Госуслуг происходят постоянные утечки, то что говорить о других?

«Не говори „гоп“, пока не перепрыгнешь» - пословица.

Теперь давайте перейдём к системе образования. Что-то мне подсказывает, что в ней стандартизации ещё меньше.

Сначала про электронные школьные дневники. Первые электронные дневники появились в 2014 году, после указа правительства РФ. Реформа была призвана упростить работу педагогов и обеспечить доступ родителям к информации об успеваемости детей. Электронный дневник случайно «не потеряется», вырвать из него страницы или подделать оценки не получится. А отговорку «ничего не задали» легко проверить, заглянув в приложение. Это конечно же неоспоримый плюс. Но ведь опять же нет единой информационной системы. В "Сферуме", в который добровольно-принудительно затягивали учеников и родителей с 2021 года ещё тогда только велась работа над интеграцией с внедряемыми в России электронными журналами и дневниками (ЭЖД). Помимо этого, некоторые школы вообще не ведут двойную отчётность, которая учителям никак не оплачивается. Кстати, ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не требует обязательного ведения учета успеваемости в электронном виде (через электронный журнал и дневник).

Закон предписывает лишь осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Он не устанавливает конкретную форму ведения этого контроля.

Поэтому утверждения о необходимости двойного учета – это просто попытка унифицировать работу по ведению учета успеваемости в классе. А многие учителя вообще выступили против ЭЖД, считая их не лучшим атрибутом цифровизации, который пагубно влияет на школьников. И правда, воспитательная функция дневника совершенно утрачена: ответственность переложена с ребенка на плечи взрослых. По факту сегодня учитель и родители общаются напрямую посредством электронного журнала, а не дневника. Его и дневником-то называть некорректно. Сейчас получается, что учитель записывает вместо ученика задания в ЭЖ, а родитель контролирует в нем оценки. Так кого же мы воспитаем в результат таких нововведений? Личность, которая ни за что не отвечает?

А теперь давайте поговорим о цифровом портфолио, едином для всей страны. Уже разработан список данных, которые необходимо будет в него вносить? Что это будет? Отметки за ВПР? А как же постулат, действующий до этого, что они никак не могут влиять даже на годовые отметки школьника и используются только для мониторинга? Уже его поменяли на законодательном уровне и согласовали с педагогами России? Какие олимпиады, конкурсы и спортивные достижения будут заноситься туда? Все? И даже школьный конкурс бальных танцев в первом классе? А постановка на учёт в КПДН в подростковом возрасте туда будет заноситься? Тогда это уже не портфолио, а досье. И при поступлении в вуз кто будет перелопачивать тонну информации? Или электронная система будет сразу выдавать списки поступивших? Тогда вузам не нужно никаких ДВИ (дополнительных вступительных испытаний)? Без разницы в какой вуз и на какое направление поступает абитуриент?

Подведём неутешительные итоги.

В России сейчас нельзя создать цифровое портфолио школьника из-за отсутствия четкой и единой системы хранения данных об учениках. Кроме того, отсутствует специальная платформа, которая могла бы объединить все данные о школьниках в одном месте и обеспечить им доступ к ним в удобном формате. Вместо этого информация разбросана по разным системам и базам данных, что затрудняет ее агрегацию и использование. Успеют ли создать такую идеальную базу и в добровольно-принудительном порядке запихнуть туда всех желающих до 2030 года? У нас на законодательном уровне наоборот закреплено, что персональные данные имеет право сам человек не распространять нигде. Он может даже не регистрироваться на сайте Госуслуг. Это его право.

Также следует отметить, что в России нет единого стандарта цифрового портфолио школьника, что означает, что каждая школа может разрабатывать свои собственные правила и формат цифрового портфолио. Это создает дополнительные проблемы при обмене информацией между школами и обращении за учебными материалами.

Наконец, следует учитывать отсутствие необходимой инфраструктуры для хранения и обработки данных о школьниках в цифровом формате. Многие школы в России не имеют высокоскоростного интернета и современных компьютеров, что делает создание и использование цифрового портфолио школьника практически невозможным.

Прежде чем заявлять о единой системе цифровизации образования, необходимо разработать единые стандарты и инфраструктуру для цифрового образования, которая бы позволила самим школьникам легко создавать и управлять своими данными и своим цифровым портфолио. А это очень долгий и длительный процесс, который явно за пять лет не осилить даже при усиленном вливании финансов.

Российская медицина и российское образование, конечно, снова выдержат и это на плечах энтузиастов. Но хотель бы, чтобы иногда мы возвращались из облачных технологий на грешную землю, приезжали бы в глухую деревеньку, в которой три замшелых компьютера в школе без доступа в интернет и там бы разворачивали кипучую деятельность. И не проще ли и экономически выгоднее сохранить и улучшить хотя бы то, что имеем на данный момент?

Оставьте уж хоть что-нибудь, не доламывая. Это глазами нейросети.

Жалко, обидно и стыдно одновременно.
Жалко, обидно и стыдно одновременно.

P.S. Вести своё личное портфолио сейчас может любой школьник, у которого для этого есть необходимое оборудование и доступ в интернет. Очень много для этого удобных площадок. А формы ведения этого портфолио могут быть абсолютно разные: от собственного сайта до блога в соцсетях. И выкладывать в интернет он может именно те свои достижения, которыми хочет поделиться с общественностью. Зачем всё подрастающее поколение загонять в какие-то кому-то понравившиеся рамки?

Если понравилась статья, то поддержите автора лайком. Подписывайтесь на канал. Всего вам доброго и безопасного.