Найти тему

Как заурядная реализация сгубила любопытную идею

Адекватно до зевоты — XDefiant и проклятие Ubisoft

«Компетентный» — такой интересный эпитет. Он часто мелькает в рецензиях на признанные хиты, им характеризуют сотрудников различных сфер, и, если почитать любое из доступных в Интернете определений, создаётся впечатление, будто это вполне достойная похвала. Что, разумеется, абсолютно не так.

Для важных произведений зарезервированы куда более пышные фигуры речи. Да и для описания выдающихся личностей подбирают совсем иные, громкие, слова. А вот когда хочется обнадёживающе хлопнуть по плечу какую-то трудолюбивую серость, когда надо сухо отметить, что грань между «плохо» и «достойно» пройдена едва-едва, — вот тогда-то журналисты и работодатели вспоминают прилагательное на букву К. Раз за разом я убеждаюсь, что хорошее компетентным не назовут — и каждый запуск  XDefiant, игры успешной, в меру популярной, на вид ладно скроенной, живо напоминает мне почему.

Play

Другой подход

Подобные заявления едва ли станут для кого-то сюрпризом — из всех существующих ныне издательств только одно славится удивительной «адекватностью» подавляющего большинства своих релизов. Если Microids куёт дешёвый треш по лицензиям, а Electronic Arts позволяет внутренним командам делать шедевры уровня  Titanfall 2 и финансирует престижные хиты вроде  It Takes Two, то Ubisoft вполне устраивает каждый год плеваться в целевую аудиторию всё новыми и новыми Assassin’s CreedTom Clancy’s [ПАФОСНОЕ ЗАГЛАВИЕ] и тому подобными Just Dance. И лишь богу ведомо, плохо это или хорошо.

Велик соблазн раскритиковать компанию за отсутствие инноваций или смелости, но сложно не признать, что десятилетиями она работает словно отлаженный механизм: новинки выходят вовремя ( за редким исключением), усердно патчатся в случае серьёзных проблем, неспешно собирают кассу, а потом исчезают из поля зрения, освобождая место для своих потомков. Такой пунктуальности (вкупе с умением держать планку качества на уровне «сносно») остаётся только позавидовать — или посочувствовать.

Умение штамповать игры, впрочем, вовсе не значит, что руководство корпорации довольствуется исключительно проверенными формулами. О нет, Ив Гиймо(Yves Guillemot) вечно гонится за трендами — и, само собой, постоянно садится в лужу, если вспомнить его так до конца и не затухший роман с NFT. То фиаско идеально характеризует Гиймои ко: пока инди-разработчики мыслят идеями, механиками, в штаб-квартире французского гиганта все пристально следят за веяниями моды и тщательно пытаются следовать им, порой слепо, зачастую глупо, но отчаянно, словно от их прыти зависит чья-то жизнь. И если учесть волны увольнений, сотрясающих отрасль вот уже второй год, — возможно, так и есть.

Держа в голове всё вышесказанное, XDefiant сложно воспринимать как произведение, как чьё-то любимое дитя. Напротив, с первого же трейлера, когда геройский шутер ещё носил имя покойного Тома Клэнси (Tom Clancy) и рекламной кампанией напоминал о меме How Do You Do, Fellow Kids?, проект вызывал усмешку своей нарочитостью на грани пошлости. Способности из  Overwatch, перестрелки из Call of Duty, герои из Ghost Reconда Splinter Cell, и всё это в облике «молодёжного» FPS с кричащим визуальным стилем — не видеоигра, а сборник расхожих поп-культурных клише второй половины 2010-х. С другой стороны, чего ещё ждать от создателей Watch Dogs?

Вероятно, после такого, мягко говоря, вырвиглазного анонса кто-то прочил боевику провал уровня какой-нибудь  Battleborn. Однако скептикам и здравому смыслу вопреки долгострой «выстрелил» — после трёх лет тихой разработки он привлёк внимание общественности и даже стал отдушиной для тех, кто устал от  Call of Duty: Warzone с её кроссоверным шапито. Звучит как успех по всем параметрам — кроме творческого.

Здесь в теории должна была начаться рецензия на XDefiant. Но проведя с игрой полтора месяца в обнимку, я осознал, что о ней просто невозможно написать традиционный материал такого плана. Технически солидный и геймплейно компетентный экшен на поверку оказался настолько стерильным, настолько со всех сторон банальным и безопасным, что текст бы неминуемо читался как пресс-релиз. Упрощу задачу и сведу всё к ключевым словам: классы-фракции с уникальными способностями, бои в формате 6 на 6 (4 на 4 в ранговых матчах), боевой пропуск, микротранзакции, странный TTK. Никаких лутбоксов, персонажей и почти всё оружие можно открыть бесплатно благодаря испытаниям, валюту отгружают лениво, принуждая вливать реальные деньги ради костюмов и скинов для автоматов. Сэма Фишера не завезли, «Эшелоном» руководит Анна Гримсдоттир. Типичный условно-бесплатный релиз.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц