Найти в Дзене

«Железный человек». Как эстонский барабанщик Гуннар Грапс покорял СССР

Альбом «Розы для папы» порой называют первым настоящим хард-роком альбомом в СССР. Пластинка отличалась от привычной продукции фирмы «Мелодия» даже обложкой с монохромным фото поющего барабанщика за установкой, застигнутого в момент концертной эйфории. Этим барабанщиком был Гуннар Грапс — легенда эстонского рока. Пластинка и впрямь была хоть куда. Перебор акустической гитары, перетекающий в мощный барабанный забой со стереоэффектами, — материал, ничуть не уступающий признанным шедеврам героев западного хард-рока. Но «Магнетик Бэнд» исследуют не только рок. В «Леди Блюз» музыканты уходят в матёрый блюз-рок, в «Roosid Papale» с оттягом исполняют регги, в «Leidmine» — убедительный фанк. Группа «Магнетик Бэнд» была основана в 1976 году харизматичным барабанщиком-вокалистом Гуннаром Грапсом. Он родился 27 ноября 1951 года в Тарту. В детстве Гуннар начал осваивать виолончель вслед за отцом — дирижёром и педагогом. Но в подростковом возрасте мальчик увлёкся рок-н-роллом и перешёл на гитару. А

Альбом «Розы для папы» порой называют первым настоящим хард-роком альбомом в СССР. Пластинка отличалась от привычной продукции фирмы «Мелодия» даже обложкой с монохромным фото поющего барабанщика за установкой, застигнутого в момент концертной эйфории. Этим барабанщиком был Гуннар Грапс — легенда эстонского рока.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Пластинка и впрямь была хоть куда. Перебор акустической гитары, перетекающий в мощный барабанный забой со стереоэффектами, — материал, ничуть не уступающий признанным шедеврам героев западного хард-рока. Но «Магнетик Бэнд» исследуют не только рок. В «Леди Блюз» музыканты уходят в матёрый блюз-рок, в «Roosid Papale» с оттягом исполняют регги, в «Leidmine» — убедительный фанк.

Группа «Магнетик Бэнд» была основана в 1976 году харизматичным барабанщиком-вокалистом Гуннаром Грапсом. Он родился 27 ноября 1951 года в Тарту. В детстве Гуннар начал осваивать виолончель вслед за отцом — дирижёром и педагогом. Но в подростковом возрасте мальчик увлёкся рок-н-роллом и перешёл на гитару. А примерно с 1967 года — на барабаны.

Отточив мастерство в ансамбле «Микронид», Гуннар Грапс в 1972 году основал команду Ornament, с головой уйдя в тяжёлый блюз и психоделию. А спустя несколько лет встал во главе «Магнетик Бэнда», ставшего самой популярной рок-группой Эстонии.

В 1980 году «Магнетик Бэнд» выступили на знаменитом фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси, который был призван отыскать новые таланты в советской музыке. Команде Гуннара Грапса удалось покорить строгое жюри и разделить первое место с «Машиной времени». Две песни группы попали на пластинку, выпущенную по итогам фестиваля.

Гуннар Грапс и «Магнетик Бэнд» начали активно гастролировать по СССР. Через год после триумфа в Тбилиси команда громыхнула на Ереванском поп-рок-фестивале. Обозреватель американского журнала Time оставил восторженные строки о фронтмене эстонского ансамбля, облачённом в штаны цвета пожарной машины и белую рубашку с логотипом 7 Up.

В отличие от прочих советских рок-групп, «Магнетик Бэнд» звучали аутентично и по-западному. По сравнению с ВИА с их одинаковыми костюмами и официозным репертуаром неудержимо разбитные эстонцы и вовсе сходили за местных Led Zeppelin. Те гастроли до сих пор свежи в памяти тех, кто их застал:

  • «А я зимой 1981 года был на их концерте в Свердловске. Причём в самом дальнем секторе Дворца спорта, зато напротив сцены. Никого не разглядеть, зато звук правильный!»
  • «Был в 1980 году на их концерте в Уфе. Они крутые. В первом отделении выступали "Земляне". Два синтезатора, эффекты цветовые, то да сё. Короче, мишура одна. Вышли "Магнетик Бэнд" и, как говорят сейчас, порвали зал!»
  • «Первый раз я окунулся в настоящую атмосферу рок-концерта, когда нельзя усидеть на стуле, прилив адреналина...»

В 1982 году фирма «Мелодия» скомпилировала записи группы разных лет в альбом «Roosid Papale». Его «сборный» характер определил стилистическую пестроту от рок-н-ролла до регги. Долгоиграющий винил «Цветы для папы» Гуннар Грапс посвятил отцу — Игорю Грапсу, который когда-то вдохновил его на творчество.

Сидя за установкой, Гуннар Грапс оставался лидером команды — неутомимым, ярким и дерзким до эпатажа. Он мог перейти за клавиши и взять микрофон, сыграть головоломное соло на барабанах, нетривиально представить собственные песни и устроить невероятное шоу. За темперамент, энтузиазм и любовь к харду его называли Раудмисом — Железным человеком.

-2

Со временем звучание «Магнетик Бэнда» утяжелилось почти до хэви-метала. В 1983 году на концерте в Киеве публика вышла из-под контроля, что привело к скандалу и увольнению группы из Таллинской филармонии. Впрочем, музыкантам удалось отделаться лишь лёгким испугом и сменой названия. Не прошло и года, как они вернулись в филармонию уже под именем «Группа Гуннара Грапса».

В команде начались кадровые перестановки, но Гуннар Грапс по-прежнему руководил всеми процессами и определял направление. Gunnar Grapsi Grupp не только выступали в крупных городах страны, но и отметились весьма любопытным альбомом «Põlemine» (1989), выпущенным фирмой «Мелодия».

В воздухе уже витало пьянящее предчувствие иных времён, в которых каждый пытался найти своё место и проложить новые пути. Поставив группу на паузу и поддававшись эйфории, Гуннар Грапс эмигрировал в США, надеясь продолжить карьеру за океаном. Но американская публика не оценила эстонского рокера, и он был вынужден вернуться на родину, к тому времени уже обретшую желанную независимость.

Но в 1990-е годы Гуннар Грапс так и не смог восстановить свои позиции. Какое-то время он работал музыкальным редактором на радио, жил в Швеции, где успел посидеть в тюрьме за контрабанду, развлекал пассажиров круизного парома, ходившего из Хельсинки до Стокгольма. Гуннар пытался возродить свою группу и надеялся выйти из полосы неудач.

Уже потом будут и многочисленные концерты-посвящения, и появление трибьют-групп, и даже биографическая пьеса... Но когда полиция и медики прибыли на таллинскую улицу Моони около часу ночи 17 мая 2004 года, им пришлось зафиксировать уход из жизни 52-летнего музыканта, который щедро делился с миром своим талантом — и ушёл в забвении и одиночестве.

Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!